19
февраля
Среда
19:00
2020
Стоимость билетов:
350-400 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

С. Кусевицкий (1874–1951).
Концерт для контрабаса с оркестром фа-диез минор ор.3

Солист
Глеб Дягилев (контрабас)

К.М. Вебер (1786–1826).
Концерт №1 для кларнета с оркестром фа минор op.73

Солист – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Лев Журавский (кларнет)
II отделение

Ф. Шопен (1810–1849).
Концерт №1 для фортепиано с оркестром ми минор ор.11 

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Болотин (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

 
Творчество Сергея Александровича Кусевицкого – русского дирижера и контрабасиста-виртуоза, принадлежит не только России, но и США, где он работал с 1920-х годов. Будучи тесно связанным со многими мировыми знаменитостями своего времени, он выступал как исполнитель сочинений выдающихся и начинающих музыкантов. В качестве композитора С. А. Кусевицкий оставил, среди прочего, и ряд пьес для контрабаса, с которым было связано становление его как профессионального музыканта. Прекрасное знание возможностей инструмента, техническая виртуозность, интересное образное решение позволили сочинениям Кусевицкого войти в репертуар каждого контрабасиста. Русский музыковед В.П. Коломийцев писал о Кусевицком: «Кто никогда не слыхал его игры на контрабасе, тот не может себе и представить, какие нежные и легкокрылые звуки извлекает он из столь мало, казалось бы, благодарного инструмента, обыкновенно служащего лишь массивным фундаментом оркестрового ансамбля. Только очень немногие виолончелисты и скрипачи обладают такой красотой тона и так мастерски владеют своими четырьмя струнами». Эти качества в полной мере отразились в созданном Кусевицким в 1902 году Концерте для контрабаса с оркестром фа диез минор, который занял прочное место в репертуаре контрабасистов. Традиционная трехчастная форма Концерта (Allegro – Andante – Allegro) с устойчивым соотношением частей поражает в то же время небывалым открытием с точки зрения художественно-выразительных и виртуозно-технических возможностей столь «неконцертного» инструмента. Композитор продолжает здесь традиции русского сольного концерта, выстраивая его как многоактную инструментальную драму.
 
Крупнейший немецкий композитор-романтик и дирижер Карл Мария фон Вебер, автор всемирно известной оперы «Вольный стрелок», был известен и как автор произведений с участием кларнета. Среди его сочинений — два концертино и два концерта для кларнета с оркестром, Квинтет для кларнета и струнных, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано. Кларнет играл большую роль и в других сочинениях композитора, например, именно этот инструмент стал лейттембром Агаты в «Вольном стрелке». Два Концерта для кларнета с оркестром создавались композитором непосредственно, один за другим, и впервые были исполнены в 1811 году. Как все произведения с участием кларнета, они предназначались Вебером известному кларнетисту того времени Генриху Берману и выполнялись по заказу короля Баварии Макса Иосифа. Концерт № 1 сохраняет характерную трехчастную форму (AllegroAdagio ma non troppoRondo. Allegro), но композитор привносит в нее новое, романтическое содержание. Здесь господствует образ одинокого героя (порученный кларнету, он предстает перед слушателями, как лирический персонаж, благодаря мягкому тембру инструмента), где каждая часть позволяет обозначить разные психологические грани личности. В первой части в ее двойной экспозиции, где сначала звучит оркестр, а потом только партия переходит к кларнету, «герой» как бы противопоставлен «толпе». Во второй медленной части образ предстает в поэтическом осмыслении, где природа созвучна и благодарна ему. Примененные композитором инструментальные приемы, новаторские для своего времени, позднее будут появляться на страницах многих музыкальных произведений эпохи романтизма. В третьей части композитор переводит звучание в иной пласт, здесь большую роль играют танцевальные элементы, а сама часть оказывается созвучной знаменитой пьесе композитора «Приглашение к танцу».
 
Выдающийся польский композитор и пианист Фредерик Шопен известен в первую очередь своими фортепианными сочинениями, составившими важнейшую часть пианистического репертуара исполнителей XIX-XXI веков. Среди многочисленных произведений для фортепиано композитором написаны два концерта (1829 г. и 1830 г.), в которых проявилось блестящее мастерство Шопена–виртуоза. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми минор, соч. 11 (I. Allegro maestoso. II. Romance. Larghetto. III. Rondo. Vivace) приобрел широкую популярность сразу после первого его исполнения. Об этом концерте, написанном юным Шопеном, много лет спустя композитор вспоминал: «Концерт сочинял я в счастливые дни». В рамках произведения Шопен мыслил себя в первую очередь как пианист, поэтому главенствующая роль в нем принадлежит фортепиано. Оркестру отведена роль сопровождения, гармонической и тембровой поддержки сольного  инструмента.
Первая часть Концерта выполняет важную драматургическую роль. В ней сосредоточены основные образы сочинения: торжественность, заложенная в начальной теме, и лиричность – в побочной. Их соединение и развитие на протяжении всей части, выраженное в совершенной мелодике, фантазийной виртуозной фактуре, красочной гармонии подчеркивают романтическую устремленность произведения, подготавливая звучание следующей части. Вторая часть, которая определена автором как «Романс», раскрывает еще одну сторону дарования композитора. Собственно вокальных сочинений у Шопена очень мало, но распевность вошла неотъемлемой частью в его инструментальную музыку, сделав его фортепиано «поющим». Финальное Рондо композитор строит на темах, тесно связанных с богатыми танцевальными традициями Польши, и в партиях солиста и оркестра отчетливо звучат отголоски краковяка и мазурки. Шопен посвятил Концерт немецкому композитору и пианисту Фридриху Калькбреннеру (1785-1849), много сделавшему для пианистической карьеры польского музыканта.
 
Профессор З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин