19
января
Среда
19:00
2022
Стоимость билетов:
400-800 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Ж. Ибер (1890-1962). Концерт для флейты с оркестром (1932) 

Солистка – лауреат международных конкурсов
Елизавета Иванова (флейта)

Л. Шпор (1784-1859). Концерт №4 для кларнета с оркестром WoO20 

Солист – лауреат международных конкурсов
Никита Лютиков (кларнет)
II отделение

А. Скрябин (1872-1915). Концерт для фортепиано с оркестром ор. 20

Солист – лауреат международных конкурсов, доцент
Мирослав Култышев (фортепиано)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер – Народный артист России, Александр Чернушенко

Дирижер – Заслуженный артист России Алексей Васильев

IN ENGLISH

О программе концерта

Известный французский композитор первой половины ХХ века, воспитанник Парижской консерватории, крупнейший музыкально-общественный деятель, представитель неоклассицизма Жак Ибер завоевал популярность как автор сочинений в самых разнообразных жанрах, написанных в том числе в творческом сотрудничестве с А. Онеггером, с которым вместе учился в консерватории (опера «Малютки Кардиналь»), Ф.И. Шаляпиным (музыка к кинофильму «Дон-Кихот»). Ибер создавал оперы и балеты, оркестровые и хоровые сочинения, музыку к кинофильмам и многое другое. Искусство Ибера характерно для французской школы; в своих сочинениях он предстает изящным, остроумным, с легкостью соединяющим черты классического и демократического звучания, выступая то серьезным, то насмешливым, то изысканным мастером. Концерт для флейты с оркестром был написан Ибером в 1932 году, он посвящен известному исполнителю и педагогу Марселю Моизу (1889-1984). Традиционная трехчастная структура сочинения (1. Allegro 2. Andante 3. Allegro scherzando) позволяет композитору обозначить разные поэтические состояния, где лирически-возвышенная средняя часть обрамлена бойкой, остроумной первой частью и стремительным скерцозным финалом.
 
Один из первых музыкантов-романтиков Людвиг (Луи) Шпор (1784-1859), немецкий скрипач-виртуоз, дирижер, композитор был известен как автор многих сочинений в разных жанрах. Особую популярность принесли ему 15 концертов для скрипки с оркестром и четыре концерта для кларнета, посвящённые знаменитому виртуозу И. С. Хермштедту (1778-1846). В первой трети 19 века кларнет был необычайно популярен и как сольный, и как оркестровый инструмент. Многими композиторами создавались концерты для кларнета, среди них – два знаменитых опуса К. М. Вебера. Концерт № 4 Л. Шпора был написан в 1829 году по уже сложившимся принципам романтического концерта. В его основе ­- классическая трехчастная форма с контрастным сопоставлением частей (быстро-медленно–быстро), где первая часть Allegro vivace традиционно написана в сонатной форме и выполняет главную  драматургическую функцию. Вторая часть Larghetto – проникновенное, изящное лирическое размышление. Финал Rondo al espagnol - характерное виртуозное рондо в «испанском стиле», в котором отчетливо слышны фольклорные мотивы. Концерт № 4 стал наиболее драматическим среди других сочинений. Основа подобного звучания заложена в первой теме сочинения. Ее интонации проходят через все произведение, объединяя цикл и определяя общий характер. Партия солиста необычайно сложна, она почти целиком построена на предельном использовании виртуозных возможностей инструмента, подчеркивающем его сложное образное содержание.
Выдающийся русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин в своем творчестве сосредоточился на фортепианной и симфонической музыке, создав новое направление в искусстве и преобразовав традиционные жанры. Однако Фортепианный концерт, написанный в 1897 году, у А. Н. Скрябина только один. Он впервые прозвучал в октябре того же года в одном из концертов Русского музыкального общества в Одессе, где солировал автор, а дирижером выступил В.И. Сафонов. Сочинение сразу завоевало признание слушателей и исполнителей, в настоящее время его ставят в один ряд с фортепианными концертами П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова.
Блестящий виртуоз, А. Н. Скрябин создал в Концерте сложнейшую фортепианную партию, соединив ее с партией оркестра и сформировав гармоничную партитуру. Концерт стал практически первым обращением композитора к оркестру, что не помешало ему уже здесь показать себя превосходным мастером инструментовки. Сочинение решено в лирико-драматическом ключе, это настроение формируется уже в первой его части (Allegro) и продолжается в последующих. В кратком вступлении к данной части композитор проводит у валторны лаконичный мотив, который становится интонационной основой для всех частей сочинения. Вторая часть (Andante) написана в форме вариаций; здесь фортепиано выходит на первый план, проводя тему и пять последующих вариаций, раскрывающих основные грани звучащего элегического образа. Финал (Allegro moderato) завершает сочинение, наполняя звучание особой яркостью, почти «небесным» светом, где подчас возникают шопеновские интонации. Б.В. Асафьев писал: «Музыка Скрябина — это неудержимое, глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью. Она продолжает существовать как живой свидетель лучших чаяний своей эпохи, в условиях которой она была «взрывчатым», волнующим и беспокойным элементом культуры». Фортепианный концерт композитора в полной мере соответствует этому утверждению.
 
 Проф. З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин