17
декабря
Среда
19:00
2014
Стоимость билетов:
250-300
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
Рождественский концерт
I отделение

М. Глинка (1804-1857). Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин»
П. Чайковский (1840-1893). Благословляю Вас, леса
П. Чайковский (1840-1893). Ни слова, о друг мой
А. Даргомыжский (1813-1869). Титулярный советник
А. Даргомыжский (1813-1869). Мельник

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Юрий Евчук (бас)

А. Рубинштейн (1829-1894). Ночь
П. Чайковский (1840-1893). Ария Иоланты из оперы «Иоланта»
П. Чайковский (1840-1893). Он так меня любил
Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908). Ария Оксаны из оперы «Ночь перед Рождеством»

Исполняет – дипломант международных конкурсов
Наталья Димова (сопрано)

В.А. Моцарт (1756-1791). Ария Дона Оттавио из оперы «Дон Жуан»
Г. Доницетти (1797-1848). Романс Неморино из оперы «Любовный напиток»
М. Глинка (1804-1857). Я помню чудное мгновенье
П. Чайковский (1840-1893). Средь шумного бала
П. Чайковский (1840-1893). Хотел бы в единое слово

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Евгений Ахмедов (тенор)
II отделение

В.А. Моцарт (1756-1791). Ария Зарастро из оперы «Волшебная флейта»
Дж. Верди (1813-1901). Ария короля Филиппа из оперы «Дон Карлос»
Дж. Россини (1792-1868). Ария Дона Базилио из оперы «Севильский цирюльник»
Украинская народная песня. Ой, ты дивчино
Украинская народная песня. Нiчь, яка мiсячна

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Юрий Евчук (бас)

Дж. Пуччини (1858-1924). Ария Мими из оперы «Богема»
Дж. Пуччини (1856-1924). Ария Тоски из оперы «Тоска»
Русская народная песня. Помнишь ли меня, мой свет
П. Чайковский (1840-1893). День ли царит

Исполняет – дипломант международных конкурсов
Наталья Димова (сопрано)

П. Чайковский (1840-1893). Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Дж. Верди (1813-1901). Ария Альфреда из оперы «Травиата»
Дж. Россини (1792-1868). Неаполитанская тарантелла
Р. Леонкавалло (1857-1919). Рассвет

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Евгений Ахмедов (тенор)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Анатолий Кузнецов

О программе концерта

Русская вокальная музыка представляет собой одно из самых заметных явлений в истории европейской культуры. Сформировавшись в начале 19 века, она в течение одного столетия прошла значительный путь развития. Каждый русский композитор, обращаясь в своем творчестве к камерно–вокальным и оперным жанрам, формировал в рамках традиции новое направление, в результате возникали сочинения, сочетавшие особенности русских профессиональных и фольклорных образцов, европейской вокальной и инструментальной музыки. Соединенные с прекрасными творениями русской поэзии, вокальные сочинения подчеркивают глубину их содержания, выявляют скрытые линии, преподносят высокое слово в его новом, музыкальном осмыслении.
При этом на всех этапах развития вокальной музыки в России народные песни, в первую очередь русские и украинские, активно использовались композиторами, видевшими в них истинный источник народной образности и мелодичности. Композиторы не только цитировали подлинные напевы, но и создавали собственные музыкальные произведения — камерные и театральные — в стиле фольклорных, как это происходило в сочинениях Н. А. Римского–Корсакова, связанных с украинской традицией, в том числе, в опере «Ночь перед Рождеством».
Эти традиции были заложены уже в творчестве М. И. Глинки, романсы которого привлекают прежде всего своей особой мелодичностью. Композитору удалось создать гибкий, выразительный тематизм, в котором русская песенность отчетливо соединена с итальянской кантиленой, элегичность высказывания (романс «Я помню чудное мгновенье») с оперной театральностью. Потому и арии из опер Глинки, в том числе из «Жизни за царя» при всей их национальной отчетливости воспринимаются как лучшие образцы общеевропейского искусства.
Продолжатель глинкинских традиций А. С. Даргомыжский обозначил новое направление в вокальном жанре, создав тип харáктерной песни, в которой стремился передать выразительную музыкальную речь представителей разных социальных слоев. Его «Мельник» и «Титулярный советник» воспринимаются как меткие, образные зарисовки, смешные и печальные одновременно.
Даже если композиторы не рассматривали романсы как основную линию своего творчества, сочинения данного жанра неизменно появлялись на определенном этапе их творчества, по сути, обнаруживая потребность автора в собственном лирическом высказывании. С этим мы соприкасаемся в творчестве А. Г. Рубинштейна, известного в первую очередь своими театральными и инструментальными сочинениями. Незначительное по объему, но выразительное романсовое наследие композитора открывает новую грань облика выдающегося музыканта. Романсы писали также композиторы–дилетанты, имена которых, например, Б. С. Шереметева зачастую оставались известными в истории, только благодаря отдельным камерным сочинениям.
Пожалуй, самые большие достижения в русской вокальной музыке связаны с именем П. И. Чайковского, каждый романс или ария которого сразу приобретали почти легендарную известность. Богатое лирико-мелодическое дарование композитора, способность по особому слышать и воплощать поэтическое слово, умение создавать объемную, совершенную музыкальную форму и, главное, передавать глубокие человеческие чувства, окрашенные личным переживанием — все это сделало вокальные творения композитора лучшими образцами своего жанра. Написанные на стихи разных поэтов, романсы и арии из опер раскрывают Чайковского как «выдающегося мастера вокального рисунка и художника мелодии» (Б. В. Асафьев).
Европейская музыка представлена в концерте преимущественно номерами из опер 18–19 столетий — австрийской (Моцарт) и итальянской (Россини, Верди и др.). В наследии В. А. Моцарта оперы занимают особое место, не случайно он писал: «Я завидую всем, кто пишет оперы. Я готов плакать, когда слышу оперную арию… Желание писать оперы – моя idеé fixe». «Дон Жуана» и «Волшебную флейту» называют среди самых известных сочинений композитора. Образ Дона Оттавио — антипода Дон Жуана — раскрыт композитором не менее выразительно, чем образ главного героя, ария же мудрого волшебника Зарастро из последней, волшебной оперы Моцарта раскрывает очень важную для композитора идею просвещенного монарха.
Искрометное веселье музыки Дж. Россини блистательно проявляется в его самой известной опере «Севильский цирюльник», ария же Дона Базилио и в наши дни рассматривается как поразительный образец воплощения комического в музыке. Итальянское народное искусство, питавшее творчество композитора, обрело под его пером новые черты, превратившись в знаменитой «Неаполитанской тарантелле» из бытового танца в виртуозную вокальную пьесу. Очень выразительны и по-итальянски эмоциональны фрагмент из оперы Г. Доницетти «Любовный напиток» и песня Р. Леонкавалло «Рассвет».
Имя Дж. Верди, определившего пути развития итальянской оперы в 19 веке и создавшего выдающиеся сочинения мирового уровня, всегда ассоциируется у слушателей с мастерством в раскрытии ярких художественных образов, передаче сценических ситуаций, создании великолепных образцов итальянского оперного мелоса. Драматические эпизоды из опер «Дон Карлос» и «Травиата» принадлежат к числу самых поразительных оперных арий композитора. Итальянскую традицию развивает в своем творчестве и Дж. Пуччини, не случайно его называют «последним великим мастером итальянского bel canto». Врожденная театральность, желание показать на сцене сильные характеры и чувства, мелодраматичные ситуации определили специфический язык Пуччини, где мелодика сочетается с речитативом, обнажая контрастные состояния каждого из героев.

 Проф.З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин