17
мая
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
200-250 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
I отделение

Л.ван Бетховен (1770-1827). Увертюра «Леонора» № 3 ор.72b

Р. Глиэр (1875-1956). Концерт для валторны с оркестром ор.91
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Кушнарев (валторна)
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Л.ван Бетховен (1770-1827). Концерт №3 для фортепиано с оркестром ор. 37 

Солистка – лауреат международных конкурсов
Анна Грот (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

В наследии известного российского и советского композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра жанр концерта представлен рядом интересных сочинений. Композитором созданы концерты для арфы, для скрипки, необычный концерт для голоса с оркестром и другие произведения. Особую известность у исполнителей и слушателей приобрел Концерт для валторны с оркестром, написанный в 1951 году и посвященный первому исполнителю, солисту оркестра Большого театра В. В. Полеху (1918-2006). Ярко проявившаяся в сочинениях Глиэра способность показывать выразительные распевные мелодии, максимально использовать художественные и технические возможности солирующего инструмента, формировать сложную оркестровую фактуру, создавать сбалансированное звучание солиста и оркестра со всей очевидностью проявляются в Концерте для валторны. Волевой, мужественный облик первой части возникает во многом, благодаря маршевости основных тем, активности их ритмического решения. Вторая часть становится лирическим центром сочинения; ее тема, близкая народным напевам, носит, благодаря тембру валторны, несколько сдержанный, затаенный характер. В конце разработки второй части композитор вводит небольшую сольную каденцию, которую солист, однако, считал недостаточной для столь яркого, виртуозного сочинения. Полех сам сочинил масштабную каденцию, ставшую органичным эпизодом Концерта. Третья часть — традиционная для инструментальных концертов композитора картина яркого, многоликого народного праздника, где преобладают плясовые ритмы.
Впервые Концерт для валторны был исполнен 10 мая 1951 года в Ленинграде в Большом зале филармонии оркестром под управлением автор. Очень быстро Концерт стал популярным, репертуарным сочинением, он включался в конкурсные программы в состязаниях музыкантов разных стран. В. В. Полех писал: «Выступая с этим произведением во многих городах Европы и Америки, я сам смог убедиться, каким громадным успехом оно пользуется повсеместно. Пластинки с записями этого концерта продаются во всех музыкальных магазинах».
Симфонические увертюры создавались Л. ван Бетховеном как вступления к сценическим произведениям, в первую очередь драматическим спектаклям. Но очень скоро они обретали самостоятельность и исполнялись в симфонических концертах как отдельные произведения. В 1805 году Бетховен завершает работу над оперой «Леонора», в основе сюжета которой — события времен Великой Французской революции, где героиня (Леонора), стремясь спасти своего заточенного в тюрьму мужа, переодевается в мужскую одежду и принимает имя Фиделио. К опере были написаны две увертюры: первая не понравилась друзьям, и композитор создал вторую. После редактирования оперы, которая получила новое название «Фиделио», Бетховен пишет уже третью увертюру, которая и вошла в историю музыки как «Леонора» № 3, оp. 72-b. Она по-разному была принята слушателями, но в итоге утвердилось мнение, убедительно высказанное известным русским критиком А. Н. Серовым: «Увертюра представляет одно из величайших чудес симфонического искусства. В своем отвлеченном мире чувств она несравненно выше оперы. Эта увертюра по могуществу своей выразительности, своего художественного значения могла бы принадлежать идеальной опере Бетховена, стоящей на одной высоте с его симфониями». Увертюра передает основные события оперы: медленное вступление рисует образ томящегося в застенках мужа героини; героическая тема ассоциируется с образом Леоноры, рискующей ради спасения мужа; драматическое столкновение с врагами; победа и всеобщее ликование в финальной части. Сложная конфликтная ситуация представлена в рамках развернутой одночастной композиции с логичной последовательностью эпизодов и яркой, убедительной кульминацией.
Жанр инструментального концерта представлен в творчестве Л. ван Бетховена пятью концертами для фортепиано с оркестром, одним скрипичным концертом и тройным концертом для скрипки, виолончели и фортепиано. Созданный в 1800 году, Третий концерт был впервые исполнен композитором три года спустя, в 1803 году. Бетховен посвятил его Фридриху Прусскому. Для концерта композитор избирает одну из самых любимых своих тональностей – до-минор, которую он обычно использовал для показа мужественных, драматических образов, как, например, в фортепианной Патетической сонате, и это обстоятельство во многом определяет общий строй Третьего концерта. В нем по сравнению с первыми двумя фортепианными концертами композитор по-новому представляет сам жанр, не только усиливая партию солиста, но и отводя значительную роль в передаче замысла инструментам оркестра. Они «вступают в диалог» с солирующим фортепиано, иногда выходят на первый план, словно приближая концерт к симфонии. Три части Концерта (Allegro con brio – Largo – Rondo:Allegro) последовательно раскрывают драматургию сочинения, построенную на сопоставлении разделов драматических, основанных на темах с четким решительным ритмом, и разделах более лирических, плавных. По-бетховенски мощные эпизоды, чередуясь с фрагментами, рисующими эмоционально-возвышенные образы, рождают многогранное, наполненное пафосом и лирикой звучание, столь характерное для композитора.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин