22 августа - день рождения французского композитора-новатора
«Музыканты моего поколения и я сам больше всего обязаны Дебюсси». (Игорь Стравинский)
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ выдающего французского композитора-импрессиониста К. Дебюсси сравнительно НЕВЕЛИКО: опера, три одноактных балета, несколько симфонических сочинений и опусов для сольных инструментов с оркестром, фортепианные и вокальные миниатюры. Но ОБИЛИЕ НОВАТОРСКИХ РЕШЕНИЙ Дебюсси во всех сферах звучания – образном строе и драматургии, гармонии и оркестровке, мелодике и ритмике поражают воображение и действительно не имеют равных в музыке XIX и ХХ столетий.
В юности на К. Дебюсси оказало влияние французская ИМПРЕССИОНИСТСКАЯ ЖИВОПИСЬ, определившая его творческие принципы. Дебюсси воплотил в музыке мимолетные впечатления, ТОНЧАЙШИЕ ОТТЕНКИ человеческих эмоций и явлений природы, создав сочинения, в которых зачастую невозможно провести грань между музыкой и живописью: «Девушка с волосами цвета льна», «Отражения в воде», «Сады под дождем», «Затонувший собор» и другие. Первую оркестровую прелюдию К. Дебюсси «ПОСЛЕПОЛУДЕННЫЙ ОТДЫХ ФАВНА» (1894) современники считали манифестом музыкального импрессионизма. Впервые концерт, целиком посвященный музыке Дебюсси, прошел в 1894 г. в Брюсселе в художественной галерее – на фоне полотен О. Ренуара, К. Писсарро, П. Гогена и прочих художников-импрессионистов.
К. Дебюсси говорил: «МУЗЫКА — как раз то искусство, которое ближе всего к природе. Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию».
Излюбленный жанр композитора — ПРОГРАММНАЯ СЮИТА для оркестра или для фортепиано. Она выстраивается как серия разных по характеру картин, где музыкальные пейзажи сменяются активными, нередко танцевальными сценками. К ним относятся сюиты для оркестра «Ноктюрны», «Море», «Образы» и для фортепиано «Эстампы, «Детский уголок», посвященный дочери. В «Эстампах» композитор впервые для себя открывает музыкальные миры разных национальных традиций, воссоздавая образы Юго-Восточной Азии («Пагоды»), Испании («Вечер в Гренаде») и др.
В период обучения в консерватории, в 1880 и 1881 годах К. Дебюсси некоторое время был учителем музыки в семье Надежды Филаретовны фон МЕКК, известной меценатки, тесно связанной с П. И. ЧАЙКОВСКИМ. Дебюсси путешествовал с ее семьей по Европе, жил в России. Он познакомился с сочинениями многих русских композиторов, среди которых особенно высоко ставил творения М. П. МУСОРГСКОГО. Однажды Дебюсси сказал об истоках музыкального языка своей оперы «Пеллеас и Мелизанда»: «Ах! Вы идете на “Бориса”, вы увидите, что в нем весь “Пеллеас”».
Сдержанное отношение К. Дебюсси к своей музыке отмечали многие современники. Свою творческую деятельность композитор объяснял просто как ДАР СВЫШЕ. Он говорил: «Если бы Бог не любил мою музыку, я бы ее не писал».