15
октября
Среда
18:30
2014
Стоимость билетов:
100-250 рублей
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Самара, ул. Фрунзе, 141
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7(846)207-07-13 +7(846)207-07-14
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Дж.Россини (1792-1868). Увертюра к опере "Сорока-воровка"

А.Ренье (1875-1956). Концерт для арфы с оркестром до минор

Солистка – лауреат международных конкурсов
Оксана Сидягина (арфа)
II отделение

А.Арутюнян (1920-2012). Концерт для трубы с оркестром Ля бемоль мажор

Солист – лауреат международных конкурсов
Владимир Пинялов (труба)

Б.Барток (1881-1945). Концерт №3 для фортепиано с оркестром  ВВ127

Солистка – лауреат международного конкурса
Вероника Салихова (фортепиано)

Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии

Дирижер – Народный артист России Михаил Щербаков

О программе концерта

Среди наиболее известных сочинений Джоаккино Россини обычно называют его оперу «Сорока-воровка», написанную и поставленную в 1817 году. Мастер комических ситуаций в музыке, Россини в «Сороке-воровке» открывается как драматический композитор, способный показать романтически сильные чувства героев. Сюжет оперы повествует о служанке Нинетте, которая хочет спасти отца, дезертировавшего из армии. К тому же она обвинена в краже хозяйского серебра, и ей угрожает казнь. В последнюю минуту невиновность Нинетты доказана, и девушка спасена. Партитура оперы считается очень трудной для исполнения, вероятно, поэтому она редко исполняется на сцене. Но это не относится к масштабной увертюре, которая во все времена оставалась одним из самых исполняемых сочинений композитора, а барабанный бой, ее открывающий и произведший сенсацию уже на первом исполнении, до сих пор поражает слушателей своей яркостью и эффектностью.
Французская арфистка Анриетта Ренье получила широкую известность не только как исполнительница, но также как педагог и композитор, автор ряда известных опусов и переложений для данного инструмента. Самым знаменитым сочинением Ренье стал Концерт для арфы с оркестром, написанный совсем молодой арфисткой в 1901 году и посвященный учителю А. Хассельмансу. Автор, создавая произведение, редкое в семействе инструментальных концертов вообще в силу выразительных и технических особенностей арфы, сумела преодолеть трудности, доказав возможность выступления арфы не только как оркестрово-ансамблевого, но и сольного инструмента. Концерт, который Ренье создала как четырехчастный цикл (1. Allegro risoluto un poco meno mosso 2. Adagio 3. Scherzo. Allegro vivo scherzando 4. Final. Allegro con fuoco), развивает лучшие традиции французского романтизма. Здесь драматизм и переживания героя сменяются лирическим вдохновением, скерцозные звучания естественно сопрягаются с динамичными жанровыми элементами.
Александр Григорьевич Арутюнян принадлежит к славной плеяде армянских советских композиторов, творчество которых составило славу и гордость отечественного искусства 20-го века. Соединение глубоких национальных традиций, в частности искусства ашугов, с достижениями русской и европейской музыкальных школ обеспечили создание национально достоверных и выразительных, высоко профессиональных сочинений, исполняемых на концертных площадках всего мира. Концерт для трубы с оркестром был написан Арутюняном в 1950 году и сразу высоко оценен исполнителями, публикой, прессой. Четыре раздела сочинения, где господствует яркий тематизм, мощные тутти и лирические соло, красочное оркестровое решение привели, по выражению исследователя, «к абсолютному пропорциональному равновесию и признаку эталонного совершенства произведения» (М. Кокжаев). Один из самых блестящих трубачей мира Тимофей Докшицер написал виртуозную каденцию к Концерту, ставшую достойным, органичным дополнением сочинения
Инструментальный концерт в наследии Белы Бартока занимает особое место: три фортепианных и два скрипичных концерта относятся к числу наиболее популярных сочинений композитора. Среди них выделяется Третий концерт для фортепиано с оркестром, над которым композитор работал незадолго до смерти в 1945 году, когда жил в эмиграции в США. Последние такты сочинения дописывал уже один из друзей Бартока. В Концерте Барток словно сознательно отходит от характерных черт предыдущих сочинений, отступает на второй план его сложная ритмика, многопластовая звуковая ткань. Композитор отдает предпочтение свободно льющейся кантилене, мягкой звучности, лишь в драматические моменты вводя жесткие диссонансы. Первая часть (Allegretto) возвращает образы венгерско–цыганских танцев, вторая часть (Adagio religioso) переключает действие в духовную сферу, благодаря введению аскетического хорала, который в середине части уступает место «музыке ночи». Классическое рондо в финале сочинения (Allegro vivace) раскрывает танцевальные образы — жизнеутверждающие и ликующие в своей основе.
Проф.З.М.Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин