15
марта
Среда
19:00
2023
Стоимость билетов:
350-400 руб.
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

К.М. Вебер (1786-1826). Концертино для кларнета с оркестром ми-бемоль мажор op.26

Солист – лауреат международных конкурсов
Филипп Создателев (кларнет)

Э. Сежурне (род. 1961). Концерт для маримбы и струнного оркестра (2006)

Солист – лауреат международных конкурсов
Андрей Тарануха (ударные инструменты)
II отделение

В. А. Моцарт (1756-1791). Концерт №5 для скрипки с оркестром ля мажор KV219

Солист – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Равиль Ислямов (скрипка)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

Пресс-релиз

IN ENGLISH
 

О программе концерта

В наследии немецкого композитора-романтика Карла-Марии фон Вебера произведения для кларнета играю важную роль; им создано два Концертино и два Концерта для кларнета с оркестром, Квинтет для кларнета и струнных, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано. Почти все они были написаны в течении одного, 1811 года. Важное место среди них отводится Концертино для кларнета с оркестром Ми-бемоль мажор. Создание Вебером сочинений для кларнета было во многом обусловлено дружбой с исполнителем-виртуозом Генрихом Бёрманом, который открыл композитору великолепные возможности кларнета. Вебер охотно включал кларнет в свои партитуры, поручая ему выразительные соло в оперных и симфонических опусах. Концертино (небольшой концерт) Ми-бемоль мажор обнаруживает целый ряд особенностей, характерных для романтического искусства: оно написано как масштабная одночастная композиция с внутренне контрастными разделами (1. Adagio ma non troppo. 2. Andante. 3. Allegro). Основные темы Концертино построены на интонациях немецких народных песен, естественно определивших особенности музыкального языка композитора во всех его сочинениях. В произведении очевидно стремление Вебера к созданию свободной, фантазийной композиции, столь значимой в творчестве всех романтиков.

Эммануэль Сежурне — французский композитор и перкуссионист, профессор консерватории в Страсбурге, автор многих произведений, отличающихся богатством средств музыкальной выразительности. Он смело соединяет черты классической европейской и ультрасовременной музыки, использует различные инструментальные сочетания, уделяя особое внимание ударным инструментам. Концерт для маримбы (ударный музыкальный инструмент, разновидность ксилофона) и струнного оркестра, созданный композитором в 2006 году, сразу стал репертуарным произведением. Одна из его известных исполнительниц Анн-Жюли Карон назвала сочинение «уникальным, потому что оно представлено в романтическом стиле, обычно с маримбой не связанным». Концерт состоит из двух частей: Tempo souple  (Плавный темп) и Rhythmique énergique (Энергичный ритм). Сочинение посвящено виртуозу-исполнителю на маримбе Богдану Бокану, впервые представившему его на Международном конкурсе в Линце

В. А. Моцартом было написано пять скрипичных концертов, причем все, кроме первого, композитор создал в 1795 году, в том числе и знаменитый Концерт № 5. Следование характерному для данного жанра трехчастному строению не помешало композитору внести новые, непривычные для строгих форм, «отступления», позволившие придать инструментальному жанру черты театральности. В первой части, которая предваряется ремаркой Allegro aperto («aperto» означает «открыто») поразительны неожиданное начало, шутливый характер второй темы, поэтичный эпизод солирующей скрипки, внезапная пауза и другие приемы игрового плана. Вторая часть Adagio в своем первоначальном варианте вносила, по мнению архиепископа Коллоредо, перед которым выступал Моцарт, слишком романтический оттенок; поэтому она была переписана композитором. Необычен и финал Rondeau. Tempo di Menuetto, где галантный рефрен (тема менуэта) в определенный момент сменяется неожиданным, непредсказуемым музыкальным вторжением: возникает образ цыгана-музыканта, импровизирующего на скрипке на тему модной в те времена «турецкой» музыки. Это обстоятельство дало основания для названия Концерта «турецким». Австрийско-венгерским скрипачем Й. Иоахимом (1831–1907) были созданы каденции к концертам Моцарта, в том числе – и к Коцерту № 5.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин