14
мая
Среда
19:00
2025
Стоимость билетов:
700 - 1500 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
I отделение

Ф. Шопен (1810-1849).
Ноктюрн си-бемоль минор ор.9 №1
Ноктюрн фа-диез мажор ор.15 №2
Ноктюрн ми-бемоль мажор ор.55 №2
Ноктюрн до минор ор.48 №1

С. Прокофьев (1891-1953).
Соната №9 для фортепиано до мажор op.103

II отделение

П. Чайковский (1840-1893).
12 пьес для фортепиано ор.40

Солист – Заслуженный артист России, доцент
Мирослав Култышев (фортепиано)

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

Жанр ноктюрна («ночной песни») представлен в творчестве выдающегося польского композитора Фредерика Шопена самыми лирическими его пьесами. Все ноктюрны (музыкантом в течение жизни создано около 20 сочинений) отличаются поэтичностью, возвышенностью, романтичностью в выражении чувств. Такие настроения определяют художественное содержание каждого из ноктюрнов, но Шопену в каждом случае удается передать его по-новому. Три ноктюрна опуса 9 были написаны Шопеном в 1829-1830 годах и посвящены французской пианистке Камилле Плейель, они несут на себе оттенок юношеского порыва и трепетной мягкости. Нежная, мечтательная мелодия, положенная в основу Ноктюрна си-бемоль минор ор. 9 № 1, постепенно приобретает драматический оттенок, с тем, чтобы в конце возвратить первоначальное лирическое звучание. Ноктюрн фа-диез мажор op. 15 № 2 считается одним из самых выразительных сочинений Ф. Шопена. Мерцающая, словно переливающаяся лирическая начальная тема сменяется в среднем разделе страстным порывом, после которого репризное возвращение начальной темы воспринимается уже более напряженно. Ноктюрны опуса № 15 композитор посвятил немецкому дирижеру и пианисту Ф. Хиллеру. Два ноктюрна ор. 55 были написаны композитором в 1843 году. Второй из них демонстрирует многие новые черты, характерные для позднего периода творчества Шопена. Здесь выразительная мелодика отступает на второй план, преобладающими же становятся сложная полифоническая фактура, сохраняющая свойственные композитора импровизационные черты. Свой опус композитор посвятил ученице Джейн Стирлинг. Ноктюрн до минор ор. 48 № 1 был написан в 1841 году и посвящен ученице композитора Лауре Дюперре. Он стал одним из самых необычных произведений Шопена в данном жанре: мягкая, лирическая «ночная песня» уступает место медленному шествию, возникающему из-за введения в аккомпанементе с самого начала элемента маршеобразности. Рождающаяся на этом фоне тема – сначала кроткая, слабая, но постепенно приобретающая все более драматичный оттенок – придает всей пьесе характер, сильно отдаляющий ее от первоначального содержания; из салонной пьесы ноктюрн превращается в эмоционально насыщенную звуковую картину, трагичность и безысходность которой блистательно передана в завершающих тактах.
 
В творчестве С. С. Прокофьева выделяются 9 фортепианных сонат, созданных композитором на разных этапах творчества. Последняя из них была закончена в 1947 году, и в отличии от предшествующих сочинений в этом жанре, колоссальных по размерам, контрастных по музыкальному материалу, привлекает особой лиричностью и задушевностью. Камерная по характеру, Соната № 9 решена композитором очень необычно: в конце I, II и III частей появляются начальные темы следующих частей, а в коде IV части в качестве обрамления цикла проводится начальная тема I части. Этот уникальный прием больше не встречается ни у кого из композиторов. Первая часть  Сонаты (Allegretto) построена на трех разных темах – певучей главной партии, активной, угловатой связующей и задушевной побочной. Дополняя друг друга, все темы проходят через разные состояния, обогащаясь выразительными нюансами. Вторая часть (Allegro strepitoso, то есть шумно) представляет собой яркое, энергичное скерцо, крайние части которого оттеняют средний лирический эпизод, словно наполненный горестным чувством. Третья часть (Andante tranquillo, то есть безмятежно) включает несколько эпизодов, образно они связаны со знаменитым балетом Прокофьева «Ромео и Джульетта». Финал (Allegro con brio, ma non troppo presto, то есть «с огнем, но не слишком») решен композитором в возвышенных, светлых тонах. В коде композитор вводит, как отмечалось, тему главной партии из первой части, завершая произведение нежным звучанием. С. Т. Рихтер, которому автор посвятил сочинение, писал о Сонате: «Светлая, интимно камерная по характеру, она таит в себе не сразу различимые богатства. Эта соната, лишенная каких бы то ни было внешних эффектов, дорога мне чистотой и искренностью, с которой проявляется в ней авторский замысел».

В наследии П. И. Чайковского представлено несколько фортепианных сборников, два из которых («Детский альбом» и «Времена года») носят программный характер, остальные же представляют собой собрание разнохарактерных пьес. К ним относятся и 12 пьес средней трудности для фортепиано (12 Morceaux de difficulté moyenne) оp. 40, которые П. И. Чайковский создал в 1878 году. В сборник входят следующие миниатюры: 1. Etude («Этюд») 2. Chanson triste («Грустная песенка») 3. Marche funèbre («Похоронный марш») 4. Mazurka («Мазурка») 5. Mazurka («Мазурка») 6. Chant sans paroles («Песенка без слов») 7. Au village («В деревне») 8. Valse («Вальс») 9. Valse («Вальс») 10. Danse russe («Русская пляска») 11. Scherzo («Скерцо») 12. Reverie interrompue («Прерванные грезы»). Здесь представлены разноплановые пьесы, среди которых – танцы (две Мазурки, два Вальса и «Русская пляска»), песни («Грустная песенка» и «Песенка без слов»), пейзажная зарисовка («В деревне»), две хара́ктерные пьесы – печальная («Похоронный марш») и задумчивая («Прерванные грезы»), а также две жанровые пьесы («Этюд» и «Скерцо»). Такой калейдоскоп настроений раскрывает богатство образов, каждый из которых отражает художественный строй сочинений, свойственный композитору. К тому же пьесы в сборнике ор. 40 связаны с другими произведениями Чайковского: в средней части «Прерванных грез» использована итальянская песенка, ранее звучавшая в «Детском альбоме» в миниатюре «Шарманщик поет», а «Русская пляска» – это переделка «Русского танца» из балета «Лебединое озеро». 12 пьес средней трудности для фортепиано композитор посвятил своему младшему брату – Модесту Ильичу Чайковскому.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин