14
февраля
Среда
19:00
2024
Стоимость билетов:
350 - 400 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

В.А. Моцарт (1756-1791).
Увертюра к опере-буффа «Свадьба Фигаро» KV492
Концерт №20 для фортепиано с оркестром ре минор KV466

Солист – лауреат международных конкурсов
Тимофей Владимиров (фортепиано)
II отделение

Н. Паганини (1782-1840).
Концерт №1 для скрипки с оркестром ре мажор ор.6

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Папушев (скрипка)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

Опера-буффа «Свадьба Фигаро» была написана Вольфгангом Амадеем Моцартом на итальянском языке по пьесе французского драматурга П. Бомарше в 1786 году. Моцарта привлекли яркие характеры комедии, динамичность действия, тонкий французский юмор и одновременно – социальный подтекст пьесы. Ему удалось создать новаторскую во всех отношениях оперу, ставшую одной из самых популярных в мире, уже свыше 200 лет входящую в репертуар многих театров. Музыка Моцарта во многом углубила и обогатила образные характеристики героев, придав благородство слуге (Фигаро), усилив лирическую линию Графини, преобразовав даже исключительно комические персонажи (Марцелина). Оперу, как и произведения Моцарта в целом, очень любил П.И. Чайковский; в одном из писем он отмечает: «Слушая его музыку, я как будто совершаю хороший поступок». Не случайно Чайковский собственноручно сделал перевод либретто оперы на русский язык, и в 1884 году она была издана в переводе и с предисловием русского композитора. Увертюра к опере стала одним из самых ярких ее эпизодов. В ней нет тем, которые потом звучали бы в ходе действия, но она прекрасно передает общий характер и развитие событий.
 
В наследии В.А. Моцарта жанр инструментального концерта, в том числе фортепианного, представлен десятками произведений. Каждое из них раскрывает яркую грань творчества гения, и в каждом сочинении облик композитора обретает новые черты. Написанный в 1785 году в Вене Концерт для фортепиано с оркестром ре минор (Allegro Romance Rondo. Allegro assai) выделяется среди остальных сочинений данного жанра своим остро драматическим содержанием. Сумрачное начало первой части, конфликтное звучание в разработке, страстная взволнованность каденции находят продолжение во второй части – Романсе, где образы печали сменяются в среднем эпизоде бурной, зловещей темой, поражающей странным, немного жутким колоритом. Финал, написанный в форме рондо, его драматический в начале характер в процессе развития приходит к жизнеутверждающему звучанию. Молодой Л. ван Бетховен часто исполнял это творение Моцарта и даже написал для него каденцию. В сегодняшнем концерте произведение прозвучит с авторскими каденциями Тимофея Владимирова.
 
Искусство Никколо Паганини – крупнейшего итальянского скрипача и композитора, выдающегося виртуоза, одного из основоположников романтического исполнительского стиля – сохраняет свое значение и в настоящее время. Феноменальная скрипичная техника, «демонический» темперамент, яркая виртуозность исполнения еще при жизни музыканта породили легенды о сверхъестественной силе, питавшей его искусство. Эти качества в полной мере проявили себя в созданных композитором произведениях, в том числе скрипичных концертах, концертных пьесах, 24-х каприсах, циклах вариаций и др. Ференц Лист писал о Паганини: «Найдется ли еще один такой художник, жизнь и слава которого сияли бы таким ярким солнечным блеском, художник, которого весь мир в своем восторженном поклонении признал бы королем всех художников». Первый концерт для скрипки с оркестром был создан Паганини в 1816 году, он до сих пор остается одним из самых исполняемых сочинений. Для своего произведения композитор избирает классическую трехчастную форму (I. Allegro Maestoso II. Adagio Espressivo III. Rondo. Allegro Spirituoso), наполняя его новым романтическим содержанием. В Концерте развиваются традиции великолепного итальянского бельканто, проявляющиеся в мелодическом строе сочинения. Подчеркнуто экспрессивный стиль, контрастность образов, блестящие каденции, противопоставление солирующего инструмента и оркестра – все эти отличительные черты позволяют говорить о скрипичном концерте, как одном из самых значительных сочинений данного жанра. Концерт прозвучит с каденцией французского скрипача и композитора Эмиля Сорэ (1852–1920).

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин