13
апреля
Среда
19:00
2016
Стоимость билетов:
200-250 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
К 125-летию С.Прокофьева
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Д.Шостакович (1906-1975). Праздничная увертюра Ля мажор ор.96
 
Д.Шостакович (1906-1975). Концерт №1 для виолончели с оркестром ор.107

Солист – лауреат международных конкурсов
Иван Сендецкий (виолончель)
II отделение

С.Прокофьев (1891-1953). Концерт №3 для фортепиано с оркестром ор.26

Солист – лауреат международных конкурсов
Владимир Чернышов (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

Торжественная увертюра ор. 96 была написана Д. Д. Шостаковичем в 1954 году, ее премьерное исполнение в Большом театре в Москве было приурочено к 37-й годовщине Октябрьской революции. Увертюра обнаруживает все основные черты жанра: она отличается приподнятым характером, праздничным, ликующим колоритом; ее открывают торжественные звучные фанфары медной группы. Общий строй сочинения близок известной увертюре М. И. Глинки к опере «Руслан и Людмила», в нем проявляется та же классичность и соразмерность разделов. Торжественная увертюра стала одним из самых оптимистичных сочинений не только у Шостаковича, но и в советской музыке в целом.
Концерт для виолончели с оркестром № 1 Ми-бемоль мажор (соч. 107) Д. Д. Шостаковичанаписан в 1959 году и посвящен первому его исполнителю, выдающемуся музыканту М. Л. Ростроповичу. Композитор сохраняет в Концерте трехчастное строение, обозначая в качестве относительно самостоятельного раздела сольную каденцию, придающую особый блеск всему сочинению (1. Allegretto 2. Moderato 3. Cadenza 4. Allegro). Подчеркнутая мелодичность тематизма, особая интерпретация сольного инструмента, не конкурирующего с целым оркестром, а вступающего в диалог с отдельными его тембрами, создает совершенно новый тип концертного звучания.
Все основные темы концерта Шостакович доверяет виолончели, давая ей возможность проявить себя и в драматических, и в лирических эпизодах. Четырехзвучный мотив темы вступления, напоминающий начало до-минорной симфонии С.И. Танеева, выполняет роль и основного, начального импульса Концерта, и его итога. Мотив звучит также в других частях сочинения – лирической второй и финальной. Каденция, которой композитор, вопреки традиции, завершает не первую, а вторую часть, по масштабам (она звучит около 6 минут) и по значимости становится самостоятельной частью, чрезвычайно важной с точки зрения образного строя сочинения. Финал Концерта Шостакович трактует как стремительную карнавальную сюиту, где в числе тем-масок всплывает и начальный четырехнотный мотив, постепенно набирающий силу и утверждающе звучащий в конце.
Фортепианные концерты С.С. Прокофьева обозначили новою эпоху в развитии данного жанра. Каждое из пяти законченных сочинений композитора, созданных в разные годы, становилось событием в пианистическом искусстве ХХ столетия, хотя и не все они были приняты сразу. Но, завоевав признание, каждый из концертов входил в репертуар ведущих исполнителей мира. Так произошло и с Третьим концертом, созданном в 1921 году, когда композитор жил во Франции. Б. В. Асафьев писал, что в концерте «исключительно богатое дарование Прокофьева достигло той ступени развития и полноты выражения, на которой совмещаются неостывший пыл юношеского темперамента ... с наступающей мужественной зрелостью и мудростью».
Концерт написан как традиционный трехчастный цикл, где, однако, каждая из частей нарушает традицию. Начало первой части (Andante- Allegro) — возвышенное solo кларнета, затем резко переходит в динамичную, волевую главную тему, которая и определяет эмоциональный строй всей части. Вторая часть решена Прокофьевым как Тема с вариациями. В качестве темы композитор избирает галантный гавот – танец, который когда-то вошел в его Классическую симфонию. Тема в каждой из вариаций бесконечно меняется, приобретая разнообразное звучание: здесь слышны то саркастичные, то сказочные, то плясовые оттенки. И лишь в конце части тема возвращается в первоначальном виде. Финал (Allegro ma non troppo) по характеру близок Первой части. Его настроение перекликается со знаменитой «Скифской сюитой» композитора: та же дикая, необузданная сила и безграничная мощь, соседствующие с темпераментной лирикой.
Константин Бальмонт в 1922 году создал сонет «Третий концерт», передающий его ощущения от услышанного произведения Прокофьева:
Ликующий пожар багряного цветка,
Клавиатура снов играет огоньками,
Чтоб огненными вдруг запрыгать языками
Расплавленной руды взметенная река.
Мгновенья пляшут вальс. Ведут гавот века.
Внезапно дикий бык, опутанный врагами,
Все путы разорвал и стал, грозя рогами.
Но снова нежный звук зовет издалека.
Из малых раковин воздвигли замок дети,
Балкон опаловый оточен и красив.
Но, брызнув бешено, все разметал прилив.
Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете,
В тебе востосковал оркестр о звонком лете,
И в бубен Солнца бьет непобедимый Скиф.
Проф.З.М.Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Владимир Чернышов