12
декабря
Среда
19:00
2012
Стоимость билетов:
200-500 руб.
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

В.-А. Моцарт (1756-1791) Увертюра к опере «Дон Жуан»
Д. Шостакович (1906-1975) Концерт №1 для виолончели с оркестром

Солист – лауреат XV Международного конкурса им. П.И.Чайковского
Александр Бузлов (виолончель)
II отделение

С. Рахманинов (1873-1943) Концерт №2 для фортепиано с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Сергей Редькин (фортепиано)

Симфонический оркестр государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер – Народный артист России, Александр Чернушенко

Дирижер – Народный артист России Сергей Ролдугин

О программе концерта

Одно из лучших творений мировой музыкальной культуры — опера «Дон Жуан» — была написана В.А. Моцартом (1756-1791) в 1787 году. В основу сюжета положена старинная европейская легенда о коварном соблазнителе и отчаянном искателе приключений, имя которого стало нарицательным. На сюжет о Дон Жуане написаны, как известно, выдающиеся произведения литературы и музыки, и среди них опера Моцарта остается самым значимым сочинением. Главный герой представлен композитором как яркий, сильный, отважный персонаж, излучающий неиссякаемую энергию и жизнелюбие, который, тем не менее, обречен на гибель. Эта двойственность ситуации выразительно обрисована уже в Увертюре, которую композитор успел оркестровать буквально накануне премьеры. Она начинается небольшим (всего 30 тактов) эпизодом торжественно-трагического характера, который затем в конце оперы будет сопровождать роковое появление статуи Командора. Сразу после трагического эпизода в Увертюре возникает необычайно энергичная, наполненная весельем, динамичная основная часть, разносторонне представляющая облик Дон Жуана и других участников и непосредственно переходящая в первое действие оперы
Концерт для виолончели с оркестром № 1 ми-бемоль мажор (соч. 107) одного из великих композиторов ХХ века Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975) написан в 1959 году и посвящен первому его исполнителю, выдающемуся музыканту М.Л. Ростроповичу. Композитор сохраняет в Концерте трехчастное строение, обозначая в качестве относительно самостоятельного раздела сольную каденцию, придающую особый блеск всему сочинению (1. Allegretto 2. Moderato 3. Cadenza 4. Allegro). Подчеркнутая мелодичность тематизма, особая интерпретация сольного инструмента, не конкурирующего с целым оркестром, а вступающего в диалог с отдельными его тембрами, создает совершенно новый тип концертного звучания.
Все основные темы концерта Шостакович доверяет виолончели, давая ей возможность проявить себя и в драматических, и в лирических эпизодах. Четырехзвучный мотив темы вступления, напоминающий начало до-минорной симфонии композитора С.И. Танеева, выполняет роль и основного, начального импульса Концерта, и его итога. Мотив звучит также в других частях сочинения – лирической второй и финальной. Каденция, которой композитор, вопреки традиции, завершает не первую, а вторую часть, по масштабам (она звучит около 6 минут) и по значимости становится самостоятельной частью, чрезвычайно важной с точки зрения образного строя сочинения. Финал Концерта Шостакович трактует как стремительную карнавальную сюиту, где в числе тем-масок всплывает и начальный четырехнотный мотив, постепенно набирающий силу и утверждающе звучащий в конце.
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943), выдающийся русский композитор, пианист, дирижер, был и остается одной из самых значительных фигур мировой музыкальной культуры. Среди созданных им произведений различных жанров – опер, симфоний, вокально-хоровых сочинений и романсов – самым главным для композитора был фортепианный концерт. В этом жанре проявлялось триединство творческой личности композитора: он был творцом сочинения, в котором соединялись его любимый инструмент и оркестр. Созданные Рахманиновым на протяжении жизни четыре фортепианных концерта отмечали самые значительные ее вехи, определяли развитие искусства композитора и исполнителя на разных этапах, концентрировали в себе фантазию художника и его высочайшее мастерство.
Написанный на пороге ХХ века Концерт № 2 (1. Moderato 2. Adagio sostenuto 3. Allegro scherzando) стал одной из признанных мировых вершин музыкального искусства. Богатство художественных образов, неизбывная щедрость удивительных по красоте мелодий, одухотворенность и искренность, сквозящие в каждом изгибе тем, аккордовом последовании, оркестровом тембре, уже при первом исполнении обеспечили произведению всеобщую любовь и признании слушателей и профессионалов. Образный строй сочинения, идущий от звукового пространства России, в первой части наполнен торжественным звучанием колоколов (фортепианное вступление), скрытой мощью и суровой мужественностью (тема главной партии), бесконечной нежностью (тема побочной партии). Вторая часть, в которой представлена, по словам писательницы Мариэтты Шагинян, «широкая, простая, средней полосы России, деревенская ширь, бледное небо над хлебами, речушка и туман над речушкой», выходит, однако, за рамки просто пейзажа. За всем этим виден художник, органично воспринимающий природу и отвечающий ей. Финал Концерта композитор решает как сопоставление стремительного, энергичного скерцо и лирической, напевной кантилены. В обеих темах реально ощутимы связи с предшествующими частями Концерта, они как бы сводят воедино все темы сочинения, завершая его мощными, ликующими, обобщающими финальными пассажами.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин