29
ноября
Четверг
19:00
2012
Стоимость билетов:
300 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

Д. Шостакович (1906-1975) Соната для виолончели и фортепиано ре-минор op.40
Г. Кассадо (1897-1966) Сюита для виолончели соло
Б. Мартину (1855-1899) Вариации на тему Россини

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Рамм (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Анна Одинцова
II отделение

Э. Шоссон (1855-1899) Поэма
М. Фалья (1876–1946) Испанская сюита
К. Шимановский (1882-1937) "Фонтан Аретузы"
К. Сен-Санс (1835-1921) – Э.Изаи (1858-1931) Этюд в форме вальса

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Смирнов (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Людмила Набок

О программе концерта

Свою единственную Сонату для виолончели и фортепиано ре минор Д.Д. Шостакович написал в 1934 году. Она представляет собой четырехчастный цикл, где четко обозначены две характерные для композитора образные сферы: философского раздумья и динамичной жизнедеятельности, периодически приобретающей оттенок гротеска. Первая часть (Allegro non troppo) соединяет напряжение главной партии и страстную эмоциональность выразительной и мелодичной побочной партии, сближающихся затем в процессе развития. Вторая часть – столь любимое Шостаковичем Скерцо (Allegro), стремительное, лаконичное, проносящееся, словно вихрь. Здесь композитор настойчиво развивает «механические» ритмы, имитирует звучание шарманки, усиливающие моторику общего движения. Контрастом вступает величественная третья часть Largo, где композитор воссоздает в новом облике жанр старинной инструментальной арии. Самая известная часть сонаты — ее Финал (Allegro). Построенный в форме рондо и наделенный чертами танцевальности, он выдвигает на первый план рефрен — основную тему, с которой чередуются другие темы; в них отчетливо слышны элементы тарантеллы, фокстрота и других танцевальных ритмов.

Гаспар Кассадо вошел в музыкальную культуру ХХ века как выдающийся испанский виолончелист и композитор, ученик знаменитых Пабло Казальса и Мориса Равеля. Ему принадлежат три струнных квартета, «Каталонская рапсодия» для симфонического оркестра, виолончельное трио, виолончельный концерт и ряд других сочинений, а также транскрипции многих известных сочинений мирового музыкального наследия. Сюита для виолончели соло, в определенном смысле продолжающая традиции баховских сюит, была написана в один из самых плодотворных для музыканта периодов — в середине 1920-х годов. Композитор создает свое произведение, претворяя особенности испанского фольклора. Три части Сюиты (1. Прелюдия-Фантазия 2. Сардана 3. Интермеццо и Танец) опираются на народные танцы — сарданы (популярный хороводный танец Каталонии), хоты (тема введена в финал). Любопытен прием цитирования мелодий других композиторов, который применяет Кассадо: в первой части звучат темы из сольной виолончельной сонаты З. Кодаи и солирующей флейты из балета М. Равеля «Дафнис и Хлоя».

Чешский композитор XX века Богуслав Мартину, испытавший влияние различных стилей и направлений своего времени, в собственном творчестве ярко претворил черты импрессионизма, неоклассицизма, джазовые элементы. Свои Вариации на тему Россини он посвятил известному виолончелисту Григорию Пятигорскому. Используя тему великого итальянского маэстро, Мартину сохраняет черты его блистательной музыки, всемерно подчеркивая виртуозность и богатство звучания.

Известный французский композитор Эрнест Шоссон, о котором К. Дебюсси говорил как об одном из самых тонких музыкантов, оставил сравнительно немного завершенных сочинений. Современники отмечали его симфонию (1890), изящные песни на слова М. Метерлинка и П. Верлена, его единственную исполненную на сцене оперу «Король Артус» (1903), продолжающую традиции вагнеровского «Тристана и Изольды». Но самым известным сочинением Шоссона остается его лирическая Поэма для скрипки с оркестром (1896), ярко отражающая стиль композитора и входящая в репертуар многих концертирующих скрипачей. Выразительная, проникновенная лирика, господствующая на протяжении всего произведения и передающая все оттенки глубоко сдерживаемого чувства, представлена композитором в рамках традиционной одночастной формы, соединяющей в себе изящные медленные и активные динамичные разделы. Главным же остается бесконечно прекрасное звучание скрипки, преобладающее в течение всего сочинения.

Испанская тема закономерно проходит красной нитью через все творчество Мануэля де Фальи, многие его сочинения посвящены образам Испании и ее фольклора: кукольная опера «Балаганчик маэстро Педро», симфонические произведения «Ночи в садах Испании», «Семь испанских народных песен», Симфоническая сюита для фортепиано с оркестром и проч. Испанская народная сюита, написанная для скрипки и фортепиано в 1915 году, включает шесть частей, в каждой из которых используются темы фольклорных песен и танцев: I. Мавританская шаль; II. Колыбельная; III. Песня; IV. Поло; V. Астуриана; VI. Хота. Обработку Сюиты выполнил польский скрипач П. Кочанский. Сюита, опираясь на разные темы, представляет собой как бы музыкальное путешествие по историческим областям Испании.

Польский композитор ХХ века Кароль Шимановский родился в Тимошовке (бывшей Херсонской губернии в России) в образованной, интеллигентной семье. Его отец и брат были пианистами, сестра — певицей, художницей и поэтессой. Музыкальное образование Кароль Шимановский получает в школе своего дяди Густава Нейгауза (отца выдающегося советского пианиста Генриха Нейгауза) в Елизаветграде, позднее — в Варшавской консерватории. В творчестве Шимановского тесно сплелись польские, украинские, русские национальные корни, обогащенные мощным влиянием европейских традиций, в том числе импрессионизма и конструктивизма. Наиболее ярко это влияние обозначилось в трехчастном цикле «Мифы» для скрипки и фортепиано (1917), имеющем подзаголовок «Три стихотворения для скрипки и фортепиано». Цикл состоит из трех пьес: «Фонтан Аретузы», «Нарцисс», «Дриады и Пан», использующих мифологические сюжеты и навеянные поэзией Малларме. Три мерцающих музыкальных образа цикла посвящены теме превращений: девушка, убегавшая от преследователя и превратившаяся в источник («Фонтан Аретузы», где Аретуза — это нимфа, которую во время купания преследовал речной бог Алфей, и которую Артемида превратила в богиню ручьев и источников); юноша, глядевшийся в воду и ставший цветком («Нарцисс»); козлоногий бог лесов и полей Пан, играющий на свирели из тростника, в который он когда-то превратил отвергнувшую его нимфу («Дриады и Пан»). Наибольшую известность получила первая пьеса «Фонтан Аретузы», где в сопровождении фортепиано звучит нежная, свободно льющаяся мелодия скрипки. Сильное влияние музыки К. Дебюсси проявилось здесь в особой, утонченной колористичности, подчеркнутой гармонической сложности, использовании приемов звукописи.

В 1877 году французский композитор Камилл Сен-Санс создает Шесть этюдов для фортепиано ор. 52, отличающихся особой виртуозностью и яркостью звучания. В каждую из пьес, помимо этюдного «технического задания», композитор вкладывает своеобразную программу, создавая необычную циклическую последовательность (1.Прелюдия. 2. Этюд для независимости пальцев. 3. Прелюдия и Фуга фа минор. 4. Ритмический этюд. 5. Прелюдия и Фуга Ля мажор. 6. В форме вальса). Последний этюд был аранжирован для скрипки и фортепиано выдающимся бельгийским скрипачем Эженом Изаи, современником и единомышленником Сен-Санса, активно пропагандировавшим его творчество. В результате виртуозная фортепианная пьеса обрела самостоятельную жизнь уже как произведение для скрипки, ставшее одним из самых знаменитых в репертуаре исполнителей.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин