11
февраля
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
250-300 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

Г. Телеман (1681-1767). Фантазия №6 для флейты соло ре минор
К.Дебюсси (1862-1918). "Сиринкс" для флейты соло
М.Мчеделов (1937-1959). Вариации на тему Паганини для арфы соло
П.Чайковский (1840-1893)- Г.Браунштейн (р.1971). Ария Ленского из оперы “Евгений Онегин”
Э.Нобло (1909-1965). "Мелодия" для флейты и арфы
К. Сен-Санс (1835-1921). Фантазия для флейты и арфы оp.124

II отделение

Т.Такемицу (1930-1996). "Голос" для флейты  соло
Р.Шанкар (1920-2012) «L’аube enchantee» (Волшебный рассвет)
для флейты и арфы
А.Пьяццолла (1921-1992). «История Танго» для флейты и арфы

Исполняет – лауреат международных конкурсов, доцент
Денис Лупачев (флейта)
Исполняет – Заслуженный артист России
Анна Макарова (арфа)

О программе концерта

Георг Филипп Телеман принадлежит к плеяде известных представителей немецкой музыки эпохи барокко. Крупнейший композитор и исполнитель, он дружески общался с семьей великого И. С. Баха. Многое из написанного Телеманом было известно его выдающемуся современнику и находило у него понимание и поддержку. Телеман был великолепным мастером полифонического письма, одновременно широко использовавшим в музыке гомофонно-гармонические приемы. Его сочинения опирались на темы фольклорных песен и танцев, они демонстрируют интересные приемы программности и звукоизобразительности. Перу Телемана принадлежит более 40 опер, множество кантат и ораторий, более 700 песен, около 170 концертов и ряд других сочинений. Особую популярность получили инструментальные произведения Телемана, в том числе его 12 фантазий для флейты соло, созданные в 1733 году. Включенная в программу концерта Фантазия ре минор считается одним из самых выразительных опусов композитора. Три ее раздела, построенные по принципу образного и темпового контраста, не связанные строгими структурными рамками, последовательно раскрывают грани человеческого мироощущения — от нежности (Dolce) через стремительность (Allegro) к воодушевленности (Spirituoso).
Французский композитор–импрессионист Клод Дебюсси в своем творчестве нередко обращался к духовым инструментам для создания образов природы, используя их как в сочинениях для отдельных инструментов, так и в качестве солирующих в оркестровых и камерных ансамблях. Особую художественную задачу при этом выполнял тембр флейты, передающий звучание старинного инструмента в руках мифологических персонажей. Таковыми в наследии композитора стали эпизод в оркестровой прелюдии «Послеполуденный отдых фавна» (1892, в 1912 году Вацлавом Нижинским на музыку прелюдии была поставлена хореографическая картина) и пьеса «Сиринкс» (1913). Фавн в римской мифологии — лесной полубог, соответствующий Пану в древнегреческой мифологии. Он был влюблен в прекрасную наяду Сиринкс, она же, убегая от него, превратилась в тростинку. В поисках любимой лесной полубог сделал из нескольких тростинок многоствольную флейту (ее называют «флейтой Пана»), на которой исполнял печальные напевы любви. В сочинении «Сиринкс» композитор создает образ играющего Пана (Фавна), а необыкновенно выразительные, сумрачные и изысканные, богато орнаментированные мелодии способствуют рождению почти живописных ассоциаций.
Вариации на тему Каприса № 24 Н. Паганини создавали многие композиторы – Ф. Лист, И. Брамс, С.В. Рахманинов. Обратился к этой же теме и М.П. Мчеделов (1903-1974) – известный арфист, педагог, композитор, автор целого ряда оригинальных произведений, переложений и обработок для арфы. Его «Вариации на тему Паганини» показывают тему в ее необычном инструментальном облике, и каждая из 11 вариаций дает возможность обозначить новую грань выразительной мелодии. Заключительная каденция – блестящая, виртуозная — призвана подчеркнуть интонационное богатство исходной темы и ее способность представать каждый раз в новом облике.
Гай Браунштейн — известный современный скрипач, получивший музыкальное образование в Нью-Йорке. Он выступал со многими оркестрами. В 2000 году он стал приглашенным концертмейстером известного Берлинского филармонического оркестра, а с 2013 года выступает преимущественно как солист. В его репертуаре, помимо классических скрипичных сочинений, большое место занимают обработки произведений разных жанров, в том числе арий из известных опер. К ним относится и знаменитая ария Ленского из оперы “Евгений Онегин” П. И. Чайковского, не раз привлекавшая внимание выдающихся инструменталистов. Созданная Браунштейном обработка прозвучит в сегодняшнем концерте в переложении для флейты.
Французский пианист и дирижер Эмиль Рене Нобло получил образование в консерватории в Париже, в дальнейшем активно занимаясь педагогикой. Во время войны он оказался в плену, но сумел сформировать там небольшой ансамбль. Уже после войны он организовал активно концертировавший оркестр Радиовещания. Композиция занимает сравнительно небольшое место в его жизни. Но, тем не менее, некоторые его пьесы завоевали популярность у исполнителей и слушателей. Среди них — "Мелодия" для флейты и арфы.
Французский композитор Камиль Сен-Санс широко известен как автор оперных, симфонических, инструментальных произведений, отличавшихся исключительной зримостью образов, красотой мелодики, яркостью оркестровых красок, виртуозностью звучания. Весьма популярный во Франции, он получил известность также во многих странах Европы, в том числе и в России. Сен-Санс высоко ценил русскую музыку, именно он в свое время познакомил французских музыкантов с «Борисом Годуновым» М.П. Мусоргского». Фантазия ор. 124 создана композитором для скрипки и арфы в 1907 году. Одночастная концертная пьеса представляет собой развернутый инструментальный дуэт, состоящий из ряда контрастных по настроению эпизодов (Poco allegrettoAllegroVivo e graziosoLargamenteAndante con motoPoco adagio), раскрывающих страстный душевный порыв и тонкую лирику, изящную бытовую зарисовку и лукавое признание. Как всегда, инструментальное письмо у Сен-Санса отличается особой красотой, позволяющей в полной мере раскрыть виртуозно-технические возможности каждого из участников ансамбля. В сегодняшнем концерте Фантазия прозвучит в переложении для флейты и арфы.
Японского композитора Тору Такэмицу считают одним из самых ярких художников-авангардистов ХХ века. В своем творчестве он органично соединял черты национального японского искусства и приемы современной техники композиции. Такэмицу известен как автор музыки к кинофильмам, сочинений самых разных жанров. Среди созданных им произведений выделим, в частности, пьесу «Ностальгия. В память об Андрее Тарковском». Сочинение «Voice» («Голос») для флейты соло — ультрасовременная пьеса, своеобразный монолог героя в разных его душевных состояниях.
Рави Шанкар — индийский композитор, исполнитель-виртуоз на национальном инструменте ситаре. Он активно популяризировал на Западе музыку своего народа, тесно общался с группой «The Beatles», в 1980 годах выступал вместе с выдающимся скрипачом Иегуди Менухиным. Его музыкальная деятельность продолжалась более 60-ти лет и, будучи самой продолжительной в мире, занесена в «Книгу рекордов Гиннеса». Богатое композиторское наследие Шанкара всецело опирается на национальные индийские традиции. «“Волшебный рассвет” на основе раги Тоди» указывает на музыкальный источник сочинения: «рага» — это особая форма музыкального произведения, предполагающая одновременно и специфический характер звучания; «Тоди» — один из десяти ладов индийской классической музыки. Таким образом, в сочинении оказываются запрограммированными эмоциональный строй, тип звучания, форма и ладовая основа сочинения.
Астор Пьяццолла — известный аргентинский исполнитель и композитор, сочинения которого полностью изменили традиционные представления о танго, обогащенного композитором элементами джазовой и классической музыки. Среди многочисленных наград музыканта — Первая премия за лучший диск инструментальной музыки Итальянского жюри критиков, отметивших в своем решении: «За смелость композиций и за поразительное творчество в создании аранжировок, придающих танго новое звучание». Благодаря Пьяццолле, танго обрело новые черты: оно перестало быть только танцем, под пером композитора танго воспринимается как основа, на которой оказалось возможным раскрытие разных состояний и эпизодов человеческой жизни. Сюита «История танго» — яркое тому подтверждение. Она состоит из четырех частей, прослеживающих историю танца на протяжении нескольких десятилетий и в разных его состояниях: 1. «Bordel 1900» («Бордель 1900»); 2. «Cafe 1930»; 3. «Night Club» 1960 («Ночной клуб» 1960);  4. «Concert d`aujourd hui» («Концерт сегодня»). Свое сочинение Пьяццолла посвятил известному флейтисту Марку Гроэлю.
Проф.З.М.Гусейнова

 
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин