10
августа
Среда
19:00
2016
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

И.С.Бах (1685-1750) - Р.Маркелов. Прелюдия из Сюиты №5 для виолончели соло до минор
С. Баез (р.1982). Концерт-фантазия на темы музыки Ж.Бизе к драме "Арлезианка"
К. Лоба (р.1952). Этюд-картина "Джунгли" для саксофона и фортепиано
Г. Динику (1889-1949)- Р.Маркелов.  Хора-стаккато для саксофона и фортепиано
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Роман Маркелов (саксофон)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Виталий Стариков
II отделение

Й. Брамс (1833-1897). "Созерцание" для скрипки и фортепиано
Й. Брамс (1833-1897). Скерцо для скрипки и фортепиано до минор
Й. Брамс (1833-1897) - Й. Иоахим (1831-1907). Венгерские танцы №5, №6
П. И. Чайковский (1840-1893). "Мелодия" для скрипки и фортепиано op.42
П. И. Чайковский (1840-1893). "Русский танец" из балета "Лебединое озеро" ор.20
И. Фролов(1937-2013). Пьеса в стиле блюз
С. Прокофьев (1891-1953). Марш Монтекки и Капулетти из балета "Ромео и Джульетта" для скрипки и фортепиано
С. Прокофьев (1891-1953) - Я.Хейфец (1901-1987). Марш из оперы "Любовь к трём апельсинам"
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Полина Борисова (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Виталий Стариков

IN ENGLISH

Выступление - результат участия солистов
 в конкурсе концертных программ.

О программе концерта

В творчестве И. С. Баха произведения для виолончели представлены рядом новаторских сочинениях, среди которых выделяются Шесть сюит для виолончели соло (1717-1723). Каждая из них построена как череда танцев, которым предшествует Прелюдия. Яркость, художественная самостоятельность этих частей в каждой из Сюит позволили существовать им как отдельным концертным пьесам. Прелюдия из Сюиты № 5 (до минор) принадлежит в числу напряженных, драматически острых сочинений композитора; она существует в переложении для многих  инструментов, в том числе для саксофона, выполненного Р. Маркеловым.
Молодой испанский композитор и саксофонист Сантьяго Баес во многих своих опусах обращается к образам Испании и Франции, широко используя фольклорные мотивы и сплавляя воедино традиции народного и академического музицирования. Широко известная музыка Ж. Бизе к драме «Арлезианка», повествующей о мучительной, заканчивающейся трагически, страсти мечтательного юноши к женщине «с сомнительным прошлым» из Арля, стала основой для создания одного из сочинений С. Баеса. 27 музыкальных номеров, написанных Бизе к драме, поражают музыкальной щедростью и богатством. К ним обратился С. Баес, создав в 2011 году на темы Бизе свободную по форме Концерт-фантазию для саксофона и фортепиано, тем самым заставляя слушателей по-новому пережить события драмы.
Кристиан Лоба — один из наиболее известных современных французских композиторов, автор разножанровых сочинений. Особый интерес музыканта к саксофону обусловлен его творческой дружбой с известным исполнителем и педагогом Ж. М. Лонде, для которого композитором был написан целый ряд сольных и ансамблевых сочинений, том числе уникальный «Затерянный лес» (1983) для 12 саксофонов. В 1992-94 годах  К. Лоба создает Девять этюдов-картин для саксофона, в состав которых входили «Джунгли». Своеобразная звуковая зарисовка, решенная в современном ключе, максимально раскрывает богатые возможности инструмента.
Григорий (Григораш) Динику — известный цыганский скрипач-виртуоз и композитор Румынии. Выдающийся исполнитель Яша Хейфец говорил, что Динику был самым великим скрипачом, которого он когда-либо слышал. Традиции народного исполнения, которые активно развивал Г. Динику, связаны с его обращением к фольклорным жанрам. Национальный танец «Хора» многократно использовался композитором (им написаны также Hora spiccato, Hora de concert и др.), но самой известной стала «Hora staccato», впервые исполненная им в 1906 году на выпускном экзамене в Бухарестской консерватории и увековечившая имя автора. Переложение пьесы было сделано для многих инструментов и ансамблей, и в каждом случае в звучание сочинения привносились новые оттенки.
Пьеса «Созерцание» для скрипки и фортепиано Йоганнеса Брамса является переложением созданной в конце 1880-х годов первой песни «Звучат нежней свирели» из его вокального цикла ор. 105. Скрипичная версия вокальной миниатюры была осуществлена Яшей Хейфецем. Лирическая тема, ведущая начало от песен Ф. Шуберта, блистательно продолжена Й. Брамсом и в вокальных, и в скрипичных опусах.
История создания Скерцо Й. Брамса весьма необычна. Осенью 1853 года, когда Брамс тесно общался с Робертом Шуманом и его учеником Альбертом Дитрихом, им пришла мысль о создания коллективной сонаты, предназначенной для выдающегося скрипача Йозефа Иоахима. Произведение было написано: первая часть принадлежала Дитриху, вторая (Интермеццо) и финал – Шуману, скерцо – Брамсу, которое стало первым его сочинением для скрипки. Соната как целостное сочинение опубликована не была, и только в 1906 году Иоахим издал энергичное по характеру, динамичное Скерцо Брамса как отдельную пьесу, которая стала одной из блестящих концертных пьес скрипичного репертуара. Целостное же произведение вошло в историю музыкального искусства как «F.A.E. соната», где под аббревиатурой «F.A.E.» скрывается своеобразный лозунг: «Frei, Aber Einsam» («свободен, но одинок»).
«Венгерские танцы» по праву относятся к числу самых популярных сочинений Й. Брамса. Сотрудничество композитора с венгерским скрипачом Э. Ременьи открыло для него мелодическое и ритмическое богатство венгерского фольклора. Позднее (в период с 1869 по 1881 годы) национальные мотивы получили у Брамса воплощение в «Венгерских танцах». В отдельных пьесах использованы подлинные народные темы, в большинстве же случаев Брамс создает пьесы на основе собственных мелодий. Первоначально сочинения были написаны для фортепиано в четыре руки, позднее была сделана обработка их для скрипки и фортепиано. В сегодняшнем концерте прозвучат  танцы № 5 и № 6.
Скрипичные пьесы П.И. Чайковского «Размышление» и «Мелодия» из цикла «Воспоминание о дорогом месте» (ор. 42 № 1 и № 2) были написаны, вероятно, по просьбе ученика Чайковского по консерватории, скрипача Иозефа Котека. Мягкая лирическая миниатюра, построенная на выразительной, бесконечно льющейся мелодии, передает богатые оттенки возвышенного чувства. Д. Д. Шостакович отмечал: «Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие». 
«Русский танец» является одним из номеров балета «Лебединое озеро», созданного П. И. Чайковским в 1877 году. Он был введен композитором в партитуру как вставной по просьбе знаменитой балерины П. М. Карпаковой. В основу либретто балета положены фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, рассказывающая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя злым колдуном. «Лебединое озеро» заложило основы нового направления в жанре, превратив его из подбора отдельных номеров в драму с активно развивающимся сюжетом, переданным средствами танца. Новой была и музыка, переставшая быть сопровождением для хореографических движений и приобретшая самостоятельное симфоническое значение. Многие номера балета еще при жизни композитора обрели иную, концертную жизнь, в том числе — знаменитый «Русский танец».
Игорь Александрович Фролов — известный российский скрипач, ученик Д. Ф. Ойстраха, лауреат многих Международных конкурсов, профессор Московской консерватории. Его перу принадлежит и ряд сочинений для скрипки, в числе которых — «Пьеса в стиле блюз», решенная в современном ключе.
Балет «Ромео и Джульетта» был написан С. С. Прокофьевым в 1935-1936 годах и впервые поставлен в 1940 году. Музыка раскрывала образы шекспировской трагедии, показывала драматические столкновения, передавала сложнейшие перипетии сюжета, и над всем этим господствовала тема всепобеждающей любви. Музыка Прокофьева оказалась художественно убедительной, и вскоре балет вошел в репертуар многих театров мира. На основе балета автором позднее были созданы сюиты; один из номеров в переложении для скрипки и фортепиано — «Монтекки и Капулетти», где раскрывается конфликт враждующих семейств — включен в программу концерта.
Комическая опера С. С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» по мотивам сказки К. Гоцци была написана в 1919 году. Она по праву считается одной из самых ярких и жизнерадостных опер ХХ века, а самым известным ее номеров закономерно является Марш, звучащий в сцене шествия Труффальдино из второго акта (любопытно, что позднее в балете «Золушка» композитор вводит этот марш в сцену угощения гостей апельсинами). Яша Хейфец осуществил переложение пьесы для скрипки и фортепиано.
 
 Проф.З.М.Гусейнова
 
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Полина Борисова