И. Брамс (1833-1897) Соната №3 для скрипки и фортепиано ре-минор ор.108
Б. Барток (1881-1945) 6 румынских народных танцев
М. Равель (1875-1937) Рапсодия "Цыганка"
Полина Борисова (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Варвара Тарасова
II отделение
В.- А. Моцарт (1756-1791) Соната №10 до мажор KV330
Ф. Шуберт (1797-1828) - Ф. Лист (1811-1886) Вальс-каприс №6 «Венские вечера» S427
И. Брамс (1833-1897) Пять пьес ор.76
Варвара Тарасова (фортепиано)
О программе концерта
В творчестве выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса камерно-инструментальные сочинения занимают одно из ведущих мест. Использование различных тембровых сочетаний, художественных и технических особенностей инструментов определялись главной задачей — передать человеческую драму во всей ее сложности и неоднозначности, раскрывая неповторимые оттенки душевного переживания. Для Брамса важным было присутствие в ансамблях фортепиано (не случайно из 24-х созданных им камерно-инструментальных сочинений в 16-ти участвует этот рояль). Фортепиано становилось стержнем произведений, его «телом», в то время как остальные инструменты раскрывали его «душу».
Из трех сонат для скрипки и фортепиано, созданных Брамсом в разные годы, выделяется Соната № 3 (1886-1888), наиболее драматичная, демонстрирующая сложный путь «от элегии к трагедии» и достигающая в кульминационные моменты мятежного, патетического звучания. Композитор решает Сонату почти по-симфонически, как четырехчастный цикл, интонационно объединяя все части: отдельные мелодические обороты из тем первой части постоянно возникают в темах других частей, создавая ощущение спаянности цикла. Интересна последовательность частей: I. Allegro, с его контрастными темами-образами, приходящее в конце к просветленному звучанию; II. Adagio — величественное и возвышенное; III. Un poco presto e con sentimento, демонстрирующее характерный для Брамса образец скерцо-интермеццо; IV. Presto agitato, самое масштабное в Сонате, обнаруживающее скрытый образ бушующей стихии. Лишь ненадолго, как эпизод, возникнет в последней части тихая хоральная тема, которая очень быстро уступит место основному образу финала, и теперь уже в максимальном драматическом накале.
В творчестве крупнейшего венгерского композитора 20 века Белы Бартока фольклорная музыка играла основополагающую роль. Он был не только автором ряда известных сочинений, но также собирателем образцов фольклора и их исследователем. Его внимание привлекало не только народное искусство родной страны, он активно записывал и использовал в своих композиции материалы, связанные с музыкой румын, украинцев, словаков, сербов, арабов, включая напевы негров и индейцев Америки. Особое место в наследии Бартока занимают фольклорные, особенно танцевальные, напевы Румынии. Разнохарактерная мелодика, прихотливая ритмика, возможность воссоздания приемов игры народных исполнителей и звучания фольклорных инструментов вдохновляли композитора на поиск новых выразительных средств, так убедительно дополняющих классические приемы скрипичного исполнительства. Шесть румынских народных танцев чередуются в цикле по принципу контраста. Композитор использует подлинные народные напевы, но не ограничивается лишь их обработкой: он создает колоритные зарисовки, полные юмора и жизнелюбия.
Творческие открытия французского композитора Мориса Равеля, выдающегося представителя музыкального импрессионизма затронули все сферы музыкального языка. В своих сочинениях – операх, балетах, инструментальных опусах — он предстает как яркий новатор в области мелодики, гармонии, метроритма, инструментовки. Всеми оттенками национального колорита отличаются его сочинения, посвященные сюжетам из жизни разных народов, в которых композитор всегда умеет сохранить подлинный фольклорных дух и круг образов. Среди таких сочинений - концертная фантазия «Цыганка» для скрипки и фортепиано (1924), которую не случайно называют рапсодией. Свойственные данному жанру свобода, импровизационный стиль, чередование разнохарактерных эпизодов, основанных на народно-песенном материале, в полной мере предстают в «Цыганке». Свое сочинение композитор посвятил скрипачке Иелли д'Арань, которая была его первой исполнительницей.
Одна из 19-ти фортепианных сонат В. А. Моцарта — № 10 До мажор была написана в 1778 году. В целом фортепианная (клавирная) музыка композитора создавалась в период перехода от клавесина и клавикорда к собственно фортепиано, поэтому многие сочинения композитора, с одной стороны, опирались на новые выразительные и технические возможности инструмента, с другой — использовали художественные достижения других жанров, сформировав характерный классический тип инструментальной сонаты. Среди достижений Моцарта — его Соната До мажор, KV 330, в трех частях (I. Allegro moderato. II. Andante cantabile. III. Allegretto), утверждающая индивидуальные черты инструментального стиля композитора.
Вся жизнь выдающегося австрийского композитора Франца Шуберта была связана с Веной, с ее музыкальным бытом, с народными песнями и танцами. Поэтому столь часто в своем вокальном и фортепианном творчестве композитор обращается к традиционным лендлеру и вальсу, создавая на их основе яркие инструментальные сборники и циклы. К ним относится сборник «Венские вечера», позднее привлекший внимание Ференца Листа; им была сделана концертная обработка шубертовских пьес, одна из которых включена в программу сегодняшнего вечера. Здесь вальс, уже у Шуберта приобретший оттенок «капризности», разрастается до масштабов фантазии на тему австрийского танца.
Фортепианные пьесы ор. 76 (4 каприччио и 4 интермеццо) были написаны Иоганнесом Брамсом в 1879 году. Сборник пьес построен на чередовании, хотя и не строго последовательном, свободных по форме каприччио и словно соединяющих их интермеццо. Пьесы сборника стали первыми образцами лирической миниатюры в творчестве композитора, за которыми последуют другие сочинения данных жанров — более свободных и масштабных. В них Брамс во многом выступает продолжателем Р. Шумана. В программу концерта включены первые пять пьес сборника: 1. Каприччио fis-moll (Un poco agitato). 2. Каприччио h-moll (Allegretto non troppo). 3. Интермеццо As-dur (Grazioso). 4. Интермеццо B-dur (Allegretto grazioso). 5. Каприччио cis-moll (Agitato, ma non troppo Presto).
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин