08
октября
Среда
19:00
2014
Стоимость билетов:
250-300 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

И. Брамс (1833-1897) Соната №3 для скрипки и фортепиано ре-минор ор.108
Б. Барток (1881-1945) 6 румынских народных танцев
М. Равель (1875-1937) Рапсодия "Цыганка"

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Полина Борисова (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Варвара Тарасова
II отделение

В.- А. Моцарт (1756-1791) Соната №10 до мажор KV330
Ф. Шуберт (1797-1828) - Ф. Лист (1811-1886) Вальс-каприс №6 «Венские вечера» S427
И. Брамс (1833-1897) Пять пьес ор.76

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Варвара Тарасова (фортепиано)

О программе концерта

В творчестве выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса камерно-инструментальные сочинения занимают одно из ведущих мест. Использование различных тембровых сочетаний, художественных и технических особенностей инструментов определялись главной задачей — передать человеческую драму во всей ее сложности и неоднозначности, раскрывая неповторимые оттенки душевного переживания. Для Брамса важным было присутствие в ансамблях фортепиано (не случайно из 24-х созданных им камерно-инструментальных сочинений в 16-ти участвует этот рояль). Фортепиано становилось стержнем произведений, его «телом», в то время как остальные инструменты раскрывали его «душу».
Из трех сонат для скрипки и фортепиано, созданных Брамсом в разные годы, выделяется Соната № 3 (1886-1888), наиболее драматичная, демонстрирующая сложный путь «от элегии к трагедии» и достигающая в кульминационные моменты мятежного, патетического звучания. Композитор решает Сонату почти по-симфонически, как четырехчастный цикл, интонационно объединяя все части: отдельные мелодические обороты из тем первой части постоянно возникают в темах других частей, создавая ощущение спаянности цикла. Интересна последовательность частей: I. Allegro, с его контрастными темами-образами, приходящее в конце к просветленному звучанию; II. Adagio — величественное и возвышенное; III. Un poco presto e con sentimento, демонстрирующее характерный для Брамса образец скерцо-интермеццо; IV. Presto agitato, самое масштабное в Сонате, обнаруживающее скрытый образ бушующей стихии. Лишь ненадолго, как эпизод, возникнет в последней части тихая хоральная тема, которая очень быстро уступит место основному образу финала, и теперь уже в максимальном драматическом накале.
В творчестве крупнейшего венгерского композитора 20 века Белы Бартока фольклорная музыка играла основополагающую роль. Он был не только автором ряда известных сочинений, но также собирателем образцов фольклора и их исследователем. Его внимание привлекало не только народное искусство родной страны, он активно записывал и использовал в своих композиции материалы, связанные с музыкой румын, украинцев, словаков, сербов, арабов, включая напевы негров и индейцев Америки. Особое место в наследии Бартока занимают фольклорные, особенно танцевальные, напевы Румынии. Разнохарактерная мелодика, прихотливая ритмика, возможность воссоздания приемов игры народных исполнителей и звучания фольклорных инструментов вдохновляли композитора на поиск новых выразительных средств, так убедительно дополняющих классические приемы скрипичного исполнительства. Шесть румынских народных танцев чередуются в цикле по принципу контраста. Композитор использует подлинные народные напевы, но не ограничивается лишь их обработкой: он создает колоритные зарисовки, полные юмора и жизнелюбия.
Творческие открытия французского композитора Мориса Равеля, выдающегося представителя музыкального импрессионизма затронули все сферы музыкального языка. В своих сочинениях – операх, балетах, инструментальных опусах — он предстает как яркий новатор в области мелодики, гармонии, метроритма, инструментовки. Всеми оттенками национального колорита отличаются его сочинения, посвященные сюжетам из жизни разных народов, в которых композитор всегда умеет сохранить подлинный фольклорных дух и круг образов. Среди таких сочинений - концертная фантазия «Цыганка» для скрипки и фортепиано (1924), которую не случайно называют рапсодией. Свойственные данному жанру свобода, импровизационный стиль, чередование разнохарактерных эпизодов, основанных на народно-песенном материале, в полной мере предстают в «Цыганке». Свое сочинение композитор посвятил скрипачке Иелли д'Арань, которая была его первой исполнительницей.
Одна из 19-ти фортепианных сонат В. А. Моцарта — № 10 До мажор была написана в 1778 году. В целом фортепианная (клавирная) музыка композитора создавалась в период перехода от клавесина и клавикорда к собственно фортепиано, поэтому многие сочинения композитора, с одной стороны, опирались на новые выразительные и технические возможности инструмента, с другой — использовали художественные достижения других жанров, сформировав характерный классический тип инструментальной сонаты. Среди достижений Моцарта — его Соната До мажор, KV 330, в трех частях (I. Allegro moderato. II. Andante cantabile. III. Allegretto), утверждающая индивидуальные черты инструментального стиля композитора.
Вся жизнь выдающегося австрийского композитора Франца Шуберта была связана с Веной, с ее музыкальным бытом, с народными песнями и танцами. Поэтому столь часто в своем вокальном и фортепианном творчестве композитор обращается к традиционным лендлеру и вальсу, создавая на их основе яркие инструментальные сборники и циклы. К ним относится сборник «Венские вечера», позднее привлекший внимание Ференца Листа; им была сделана концертная обработка шубертовских пьес, одна из которых включена в программу сегодняшнего вечера. Здесь вальс, уже у Шуберта приобретший оттенок «капризности», разрастается до масштабов фантазии на тему австрийского танца.
Фортепианные пьесы ор. 76 (4 каприччио и 4 интермеццо) были написаны Иоганнесом Брамсом в 1879 году. Сборник пьес построен на чередовании, хотя и не строго последовательном, свободных по форме каприччио и словно соединяющих их интермеццо. Пьесы сборника стали первыми образцами лирической миниатюры в творчестве композитора, за которыми последуют другие сочинения данных жанров — более свободных и масштабных. В них Брамс во многом выступает продолжателем Р. Шумана. В программу концерта включены первые пять пьес сборника: 1. Каприччио fis-moll (Un poco agitato). 2. Каприччио h-moll (Allegretto non troppo). 3. Интермеццо As-dur (Grazioso). 4. Интермеццо B-dur (Allegretto grazioso). 5. Каприччио cis-moll (Agitato, ma non troppo Presto).

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Полина Борисова
Варвара Тарасова