10
июня
Вторник
20:00
2025
Стоимость билетов:
700 - 1000 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

Ж.-Ф. Рамо (1683-1764).
Аллеманда из «Новых сюит пьес для клавесина» ля минор RCT 5 
(исполняется на маримбе соло)

И.С. Бах (1685-1750).
Прелюдия, Сарабанда и Жига из Сюиты №6
для виолончели соло ре мажор BWV 1012 
(исполняется на маримбе соло)

А. Виньяо (р.1951).
«Khan Variations» для маримбы соло (2001)

М. Кадзунори (р.1963).
«Chain» для маримбы соло (2001)

Н. Мартынцов (р.1964).
«Tchik» для малого барабана (2003)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Андрей Тарануха (ударные инструменты)
II отделение

Й. Брамс (1833-1898).
Соната №1 для виолончели и фортепиано ми минор op.38 
(исполняется на контрабасе)

С. Рахманинов (1873-1943).
Вокализ для голоса и фортепиано до-диез минор ор.34 №14
(исполняется на контрабасе)

Ф. Лист (1811-1886) – М. Гайдош.
Венгерская рапсодия №2 для фортепиано до-диез минор S.244
(переложение для контрабаса и фортепиано)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Евгений Рыжков (контрабас)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

IN ENGLISH

О программе концерта

Жан-Филипп Рамо известен в истории музыки как яркий представитель музыки французского барокко, известный композитор и теоретик, автором сочинений для многих инструментов. Клод Дебюсси писал о композиторе: «Рамо — хотят этого или нет — одна из самых надёжных основ музыки, и можно без страха двигаться по прекрасному пути, им намеченном». Перу Ж.–Ф. Рамо принадлежат три сборника пьес для клавесина, третий из них – «Новые сюиты пьес для клавесина» был создан композитором в 1727 году и содержал две сюиты – ля минор и соль мажор. Первая сюита включает семь частей, открывающая ее Аллеманда представляет собой пьесу в стиле старинного немецкого медленного танца. В сегодняшнем концерте  Аллеманда прозвучит в исполнении на маримбе соло.
 
Шесть сюит для виолончели соло занимают в творчестве выдающегося немецкого представителя эпохи барокко И.С. Баха относительно небольшое место, однако, их роль в формировании жанра инструментального цикла весьма значима. Ни до, ни после Баха никто из композиторов не сумел создать в этом жанре ничего, приближающегося по художественному совершенству к данному уникальному циклу. По словам известного отечественного исполнителя Д. Шафрана, изучение баховских сюит «начинается у каждого музыканта с детства и продолжается до конца жизни». Отличающую жанр сюиты обычную последовательность танцев, характерных для баховской эпохи, композитор превращает в единое по художественному замыслу сочинение, где Прелюдия, Аллеманда и Куранта создают завязку действия, Сарабанда выступает его лирическим центром, Гавоты воспринимаются как жанровые сценки, а Жига становится финалом, обобщающим весь цикл. В то же время каждая из частей – яркая, самостоятельная пьеса, которую исполнители часто включают в концертные программы. Сюита № 6 является одной из самых известных, и исполнение трех пьес — Прелюдия, Сарабанда и Жига — демонстрируют жанровое и образное многообразие баховского инструментального стиля.
 
Алехандро Виньяо – аргентинский и британский композитор, активно работающий в области электроакустической музыки. Музыкант учился в Национальной консерватории Буэнос-Айреса, где среди его учителей был русский эмигрант Хакобо (Яков) Фишер. В 1975 году А. Виньяо продолжил обучение в Королевском колледже музыки и Лондонском университете, где в 1988 году удостоился докторской степени. Им написаны произведения в традиционных жанрах, но решенные в необычном ключе, среди них – опера «Рахомон» для 5-ти певцов, смешанного хора и компьютера, «Багдадский монолог» для сопрано и компьютера, много произведений для ударных инструментов.
«Вариации Хана» — музыкальное произведение для 5-октавной маримбы, созданное А. Виньяо в 2001 году. Композитор писал: "В течение нескольких лет я слушал пакистанского певца Нусрата Фатеха Али Хана. Он был, пожалуй, величайшим выразителем Каввали, музыки суфийских мистиков. Эта музыка в целом и пение Али Хана в частности отличаются замечательной ритмической и мелизматической утонченностью. "Вариации Хана" - это набор из 8 ритмических вариаций, основанных на традиционной теме из музыки Каввали в исполнении Али Хана. Основной импульс и "ощущение" музыки не выходили у меня из головы с тех пор, как я впервые услышал запись в начале 90-х. Я разработал каждую из 8 вариаций, которые звучат как единое целое, исследуя различные ритмические и мелодические аспекты оригинальной темы». Произведение считается одним из самых сложных в репертуаре маримбы как с технической, так и с музыкальной точки зрения.
 
Миякэ Кадзунори — известный японский музыкант – аранжировщик и композитор. Он приобрел популярность как автор музыки к телесериалам, анимационным фильмам, танцевальной музыки. Во время обучения в Токийском университете искусств он овладел многими инструментами – оркестровыми, традиционными японскими, а также синтезатором и другими электронными инструментами. В своем творчестве Миякэ Кадзунори  активно использовал их как по отдельности, так и в творческом соединении. Пьеса для маримбы соло «Chain» («Цепь») была написана в 2001 году. Своей пьесе Миякэ Кадзунори предпослал ремарку, определяя характер исполнения: «Слегка расслабленно, исполнителю разрешается слегка покачиваться (swing lightly), если он этого захочет». В пьесе, достаточно трудной в техническом отношении, обозначены разноплановые оттенки звучания. «Chain» посвящена известному японскому исполнителю на маримбе Момоко Камийя.

Французский музыкант Николас Мартынцов – выпускник Парижской национальной консерватории, где занимался по классу ударных инструментов. Н. Мартынцов выступает во многих французских оркестрах, он является автором произведений для ударных инструментов. Пьеса «Tchik» написана композитором для сольного исполнения на малом барабане. Композитором предусмотрено, что в процессе звучания используются все грани малого барабана, палочки, кисти рук и собственные пальцы, а также голос исполнителя.
 
Соната ми-минор для виолончели и фортепиано op. 38 выдающегося немецкого композитора Иоганнеса Брамса (1833-1897) была написана  в 1862-65 годах. Три ее части  (I. Allegro non troppo. II. Allegretto quasi menuetto. III. Allegrо) уже обнаруживают характерные черты произведений композитора: мужественность звучания, сдержанность высказывания, выразительность и пластичность фактуры, тонкое знание природы инструментов. В первой части композитор использует одну из тем из «Искусства фуги» И. С. Баха. Внешне спокойная первая часть, в которой, однако, временами слышны трагические оттенки, сменяется менуэтом. Придавая данной части черты старинного танца, композитор в действительности создает выразительную лирическую пьесу, подчас приобретающую драматический оттенок. Особенно вдохновенно звучит средняя часть – трио, концентрирующая основные черты выразительной брамсовской мелодики. Энергичный финал Сонаты становится достойным завершением сложного, многопланового цикла. Свое произведение Й. Брамс посвятил австрийскому музыкальному педагогу Йозефу Генсбахеру (1829–1911). Соната часто исполняется в переложении для контрабаса с фортепиано.
 
«Вокализ» С.В. Рахманинова — пьеса для голоса без слов — была создана композитором в 1912 году как последняя из 14-ти песен вокального опуса 34. Композитор посвятил ее известной певице А.В. Неждановой. Бесконечная, невыразимо прекрасная песенная тема, лишенная слов, оказалась способной только своим звучанием передать оттенки нежного, выразительного лирического признания. Пьеса существует во множестве переложений, и в каждом случае она приобретает дополнительные оттенки, все более и более раскрывающие ее глубокий лирический подтекст. В сегодняшнем концерте она прозвучит в переложении для контрабаса.
 
Жанр рапсодии – музыкального произведения, написанного в свободной форме на фольклорные темы и построенного как чередование нескольких контрастных эпизодов, получил свое высшее выражение в творчестве выдающегося венгерского композитора, пианиста и дирижера Ференца Листа. 19 Венгерских рапсодий композитора ставили своей основной задачей передать красоту подлинных фольклорных мелодий. В одном из писем Ф. Лист писал о народных темах: «Какой чудный, волшебный калейдоскоп из печали, обездоленности, душевной глубины, избытка чувств, задора, изящества, мечтательности, серьезности, кокетства, тоски и горя. Я и задался целью передать глубинную, проникновенную, величественную и свободную, устремленную ввысь поэзию нашей национальной музыки». Первая Венгерская рапсодия была создана Листом в 1851 году, последняя — в 1885. Стиль «вербункош», на который опирался композитор, предполагал создание сочинений в импровизационной манере, отражающих богатую ритмику и ладовое своеобразие народной музыки. Большинство рапсодий строится на сопоставлении двух контрастных элементов – медленного танца-шествия и темпераментного чардаша. Рапсодия № 2 относится к числу самых известных сочинений композитора. Уже в кратком, торжественном вступлении подготавливается основной образный ряд сочинения. Его первый раздел с медленной темой («лашан») переходит во вторую, танцевальную тему («фришка»), сопровождаемую легкими форшлагами, имитирующими игру на народных инструментах. На этих темах Лист разворачивает яркую картину народного праздника, где господствуют юмор, темпераментные сценки, драматические эпизоды. Постоянное ускорение создает ощущение вихря, передающего стихию народного праздника. Свое сочинение композитор посвятил графу Ласло Телеки (1811-1861), венгерскому писателю и политическому деятелю, своеобразная характеристика которого будет позднее дана Листом в его фортепианном цикле «Венгерские исторические портреты» (1885). Рапсодия № 2 – одно из самых популярных сочинений Ф. Листа, многими музыкантами были сделаны ее аранжировки для разных составов. Чешский композитор, контрабасист Милослав Гайдош осуществил переложение Рапсодии № 2 для контрабаса с фортепиано.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин