05
октября
Среда
19:00
2011
Стоимость билетов:
500 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
СЕРЕБРЯНАЯ КЛАССИКА
I отделение

К.Ф.Э. Бах (1714-1788) Симфония для струнных и basso continuo До-мажор, Wotq 182|3
К.Ф.Э. Бах (1714-1788) Концерт для виолончели, струнных и basso continuo ля-минор

Исполняет – Народный артист России
Александр Рудин (виолончель)
II отделение

А. Дворжак (1841-1904) Серенада для струнного оркестра Ми-мажор, Ор.22

О программе концерта

Второй сын великого И.С. Баха – Карл Филипп Эмануэль Бах (1714-1788) – был известным немецким композитором и клавесинистом, слава которого подчас превосходила славу его отца. Когда в конце XVIII века в Германии говорили о «великом Бахе», то речь, как правило, шла не об Иоганне Себастьяне, известном тогда лишь немногим знатокам, а о Карле Филиппе Эмануэле. С именем К.Ф.Э. Баха связывают зарождение классицистских тенденций в барочном искусстве. Наибольшего успеха он достиг в области клавирной музыки, но и другие жанры оказались представлены в его творчестве яркими сочинениями. Созданный же им в 1753-1762 годах трактат «Опыт истинного искусства игры на клавире» принес автор славу выдающегося специалиста: трактат стал учебником не только в области клавирного исполнительства, но и правилам гармонии.
Шесть симфоний для струнных инструментов и basso continuo написанных в 1773 году, во многих отношениях предвосхитили будущие достижения Й. Гайдна и В.-А. Моцарта. В переводе с итальянского basso continuo означает «непрерывный бас» («непрерывное сопровождение»). Basso continuo является характерной чертой музыки барокко, где нижний голос в ансамбле исполняется инструментом соответствующего диапазона (виола да гамба, виолончель, фагот), в то время как другой инструмент (клавишный или лютневый) дублирует эту линию вместе с аккордами, которые обозначаются в нотах условной буквенно-цифровой записью.
Шесть симфоний были написаны по заказу венского поклонника К.Ф.Э. Баха –
барона Г. ван Свитена. В этих сочинениях композитор смог создать новый стиль, новый музыкальный язык, способный и призванный передавать чувства и страсти человека. Третья из шести симфоний, До-мажорная, строится как традиционный для того времени трехчастный цикл (Allegro assai – Adagio – Allegretto), в котором обращает на себя внимание введение в медленной части, как продолжение традиций отца, баховской монограммы, но с добавлением первой буквы имени автора «BACH – E», проходящей в басовом голосе с первых же тактов.
Другое произведение К.Ф.Э. Баха – известнейший Концерт для виолончели, струнных и basso continuo ля-минор. Каждая из трех частей Концерта (Allegro non troppo - Andante grazioso - Allegro vivace) выдержана в одном настроении, представленном, однако, очень разнопланово. Страстный драматизм начального Allegro сменяется грациозностью медленной части с тем, чтобы в финале музыка вновь обратилась к драматическим элементам. Очень выразительная, виртуозная партия солиста принимает на себя ведущую роль, будучи противопоставленной оркестру на протяжении всего произведения. Композитор в каждой из частей вводит сольные каденции, подчеркивая тем самым значение основного инструмента.
Музыка известного чешского композитора Антонина Дворжака соединяет черты венского классицизма и романтизма, связанные с родными национальными напевами и фольклором других стран, в том числе США, где композитор работал несколько лет. Дворжак творил в разных жанрах, он является автором опер, вокальных и симфонических сочинений, а также произведений для струнного оркестра. Для такого состава им были написаны: Ноктюрн (1872), Симфонические вариации (1877) и Серенада (E-dur, 1875). Жанр серенады был очень распространен в XVIII веке, но спустя столетие он вновь завоевал популярность у композиторов Европы. Исключительно лирическая направленность, возможность раскрыть различные оттенки переживания человека в его слиянии с природой, романтика ночи, использование только нежных тембров струнных инструментов – все это привлекало композиторов. К жанру серенады обращались И. Брамс, П.И. Чайковский и другие мастера, отдавая в этом дань, конечно же, В.А. Моцарту – автору замечательной Маленькой ночной серенады («Eine kleine Nachtmusik»), ставшей прообразом многих последующих сочинений.
Серенада для струнного оркестра Дворжака решена в виде свободного пятичастного цикла. Вступительное Moderato, построенное на выразительной лирической теме, уступает место Вальсу, подчеркивающему непременное для серенады обращения к бытовому музыкальному жанру (здесь вальс заменил менуэт, характерный для XVIII века, но композитором он написан в форме da capo). Третью часть Дворжак решает как Скерцо, акцентируя шутливую, разнохарактерную ткань всего раздела. Лирическим центром становится четвертая часть Larghetto, с его выразительной темой и прихотливым ритмом. Завершает цикл финал в темпе Vivace, в котором присутствует драматическое начало. Почти в самом конце, перед кодой, Дворжак возвращается к теме первой части цикла, звучащей как легкое напоминание перед активным динамичным завершением и создающей обрамляющую сочинение музыкальную арку.
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Александр Рудин