25
сентября
Среда
19:00
2013
Стоимость билетов:
250-300 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

Г. Телеман (1681–1767) Соната e-moll
К. Сен-Санс (1835-1921) Соната для фагота и фортепиано
Ю. Корнаков (1938–2006) Вальс-каприс для фагота и фортепиано
М. Аллард (1923–2005) Вариации на тему Паганини (24 каприс) для фагота соло

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Юрий Радзевич (фагот)
Партия фортепиано – дипломант международных конкурсов Наталья Фролова
II отделение

Г. Телеман (1681–1767) Концерт для гобоя c оркестром до-минор
(переложение для тромбона и фортепиано)
Я. Сандстрём (р.1954) «Песня к Лотте»
А. Гильман (1837–1911) «Симфоническая пьеса» для тромбона и фортепиано
Б. Аппермонт (р.1973) Концерт «Краски тромбона»

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Алексей Лобиков (тромбон)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Людмила Набок

О программе концерта

Георг Филипп Телеман (1681–1767) известен как крупнейший немецкий композитор эпохи барокко, автор более 1000 произведений разных жанров, в том числе пассионов, опер, симфонических, концертных и камерно-инструментальных сочинений. Телеман был одним из тех, кто утверждал в музыке, наряду с полифоническими, гомофонно-гармонические принципы музыкального письма. Известный писатель ХХ века Р. Ролан писал о нем: «…нельзя не поразиться его феноменальной продуктивностью и удивительной живостью этого человека, который с десяти до восьмидесяти шести лет пишет музыку с неутомимым рвением и радостью». Телеман широко использовал в своей музыке звучания не только немецких, но также французских, итальянских, польских мелодий, был необычайно изобретателен в передаче звуковых образов окружающей природы, умел раскрыть драматические и одновременно шутливые настроения. Его сочинения соединяют черты барокко и галантного стиля, обеспечивая рождение музыки, хотя и незамысловатой, но необычайно привлекательной для слуха. Написанная в 1728-1729 годах Соната для фагота является одним из многочисленных образцов жанра инструментальной сонаты в творчестве Телемана. Она предстает как характерный для произведений эпохи барокко четырехчастный цикл (1. Triste. 2. Allegro. 3. Andante. 4. Vivace), где первая часть выполняет роль развернутого медленного вступления (автор обозначает ее характер как «грустный», «печальный»), вторая часть становится драматургическим центром, третья традиционно построена как лирический центр, а стремительный финал венчает сочинение. Звуковая палитра сонаты, как часто у Телемана, богата и разнообразна, композитор умело находит новые тембровые краски, создавая иллюзию разнопланового ансамблевого звучания.
Последний год жизни известного французского музыканта Камилла Сен-Санса (1835-1921) отмечен созданием знаменитой триады сонат для духовых инструментов с фортепиано, первая из которых предназначалась для гобоя, вторая – для кларнета, третья – для фагота. Соната для фагота (1921) как самостоятельное произведение — явление сравнительно редкое в музыке, и среди немногих композиций в этом жанре сочинение Сен-Санса выделяется особой красотой и выразительностью, превосходным знанием специфики инструмента и его художественных возможностей. Создавая трехчастную композицию, автор разрушает традиционную последовательность частей, будто намеренно переставляя их местами. Вместо драматической первой части звучит нежное, лирическое, словно струящееся Allegretto moderato; вторая часть становится динамичным Скерцо (Allegro scherzando), третья (Molto adagio) возвращает слушателя в мир светлых, спокойных настроений, где глуховатый тембр фагота как нельзя лучше соответствует эпическому характеру основной темы, повествующей о давно утраченном. Тем неожиданней становится введение коды (Allegro moderato) — единственного по-настоящему активного раздела Сонаты, где автор ставит в завершении сочинения своеобразную насмешливую точку. Композитор посвятил Сонату Леону Летелье, фаготисту Парижской оперы и профессору Парижской консерватории. Завершив сочинение незадолго до смерти, Сен-Санс, по воспоминаниям современников, произнес свою знаменитую фразу: «Урожай уже собран».
Юрий Николаевич Корнаков (1938–2006) — известный петербургский композитор, пианист, педагог. Его творчество охватывает разные жанры, в том числе и сочинения для духовых инструментов. Вальс-каприс для фагота и фортепиано был написан композитором в 1996–1997 годах и посвящен известному фаготисту, первому исполнителю сочинения, лауреату крупнейших конкурсов, солисту оркестра Мариинского театра Родиону Толмачеву. Вальс–каприс решен как яркая, масштабная, виртуозная пьеса, где чередуются разнохарактерные эпизоды и где даже образы вальса решены по–разному. Композитор вводит звучание то вальса-бостона (медленного вальса), то искрометного вальса (с ремаркой con fuoco, то есть, «с огнем»), то вальса страсти.
Морис Аллард (1923–2005) — один из самых известных фаготистов-исполнителей Франции ХХ века, профессор Парижской консерватории в течение более чем трех десятилетий, лауреат многих международных конкурсов, автор ряда сочинений для фагота. Аллард был одним из многих композиторов (среди которых следует назвать Ф. Листа, И. Брамса, С. В. Рахманинова), обратившихся в разные годы к теме выдающегося 24 каприса Никколо Паганини для скрипки соло и сделавших ее основой для собственных сочинений. На основе знаменитой мелодии Аллард создает Вариации для фагота соло, построенных как изложение темы и девяти разнохарактерных пьес–вариаций, завершающихся традиционной каденцией. В каждой из вариаций композитор показывает тему в новом облике, раскрывая при этом разные технические возможности инструмента. В конце цикла композитор возвращается к основному характеру темы, повторяя ее в первоначальном виде и тем создавая смысловое обрамление сочинения.
Ян Сандстрём (род. в 1954 году) принадлежит к числу самых исполняемых композиторов современной Европы. Автор произведений во многих жанрах, он особое внимание уделяет сочинениям для духовых инструментов, обращаясь к разнообразным темам и находя в каждом случае смелые, неожиданные творческие решения. Музыка для тромбона — всегда в центре внимания композитора, здесь он проявляет себя как остросовременный художник, поражая слушателей звуковыми открытиями, как в популярнейшем первом концерте для тромбона «Мотоциклетном концерте» (1990) или втором концерте для тромбона «Дон Кихот» (1994). Пьеса «Песня к Лотте» была написана Сандстрёмом в 1990 году для дочери его друга, которая только начинала учиться игре на тромбоне и которая взяла у композитора обещание написать для нее тромбоновый концерт, когда она подрастет. Посвященную ей пьесу — прекрасный лирический гимн — девочка исполнила в день своего рождения.
Александр Гильман (1837–1911) — французский органист и композитор, профессор Парижской консерватории, известный и как автор отдельных инструментальных произведений, среди которых следует выделить Симфоническую пьесу для тромбона и фортепиано. Парадоксальность такого названия (речь идет о произведении, где участвуют только два инструмента — тромбон и фортепиано) становится понятной, если вслушаться в музыку: она наполнена контрастными элементами, разнообразными штрихами, многочисленными «подтекстами», позволяющими двум инструментам создать иллюзию объемного оркестрового или органного исполнения (не случайно Симфоническая пьеса первоначально была написана с участием не фортепиано, а органа). Композитор посвящает пьесу «Моему другу Теодору Дюбуа, директору Национальной консерватории», который также был известным органистом.
Берт Аппермонт (род. в 1973 году) – современный бельгийский композитор, педагог, дирижер, автор сочинений в разных жанрах. Им написаны два мюзикла, две симфонии, оперы и оратории, более 50 сочинений для хора и проч. Аппермонт широко известен как дирижер, выступающий в Бельгии и за ее пределами. Среди сочинений Аппермонта особое внимание привлекает концерт «Краски тромбона», завоевавший признание у исполнителей и слушателей. Он был написан в 1998 году, по словам автора, под воздействием его брата, тромбониста-любителя. Доскональное изучение возможностей инструмента позволило Аппермонту создать яркое, современное сочинение, украсившее тромбоновый репертуар. Композитор говорит о концерте: «С одной стороны, я хотел создать сольное произведение на основе желтого, синего, красного и зеленого цветов. Я хотел передать характеристики, ассоциации и эмоции, связанные с этими цветами. Каждая часть содержит название цвета: 1) желтый, как вдохновляющий и стимулирующий (он также является цветом мудрости и света); 2) красный, как динамический, страстный, активно проявляющийся в драматическом, яростном, боевом (он также является цветом мужества и силы воли); 3) голубой, как проявление меланхолического, мечтательного и интравертного (он также является цветом правды и мира); 4) зеленый, как цвет надежды и несущий надежду (он также является цветом уравновешенности и гармонии)».

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Юрий Радзевич