09
декабря
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
300-600 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

К.Ф.Э.Бах (1714-1788). Концерт для флейты с оркестром ре минор

Солист – лауреат международных конкурсов
Андрей Санников (флейта)

В.А.Моцарт (1756-1791). Концерт для гобоя с оркестром До мажор К.314

Солист – лауреат международных конкурсов
Андрей Годик (гобой)
II отделение

А.Копленд (1900-1990). Концерт для кларнета с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Никита Лютиков (кларнет)

Дж.Россини (1792-1868). Увертюра к опере "Вильгельм Телль"
 

Н. Рота (1911-1979). Концерт для тромбона с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Алексей Лобиков (тромбон)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер – Алим Шахмаметьев

IN ENGLISH

О программе концерта

Второй из пяти сыновей великого И.-С. Баха Карл Филипп Эмануэль (его называли «берлинский» или «гамбургский» Бах) известен в истории музыки как один из основоположников стиля классицизма. Искусство К. Ф. Э. Баха оказало влияние на творчество Гайдна и Бетховена, который выражал гению Баха «искреннее восхищение и уважение». Одной из заслуг музыканта считается создание формы сонатного аллегро, проявившейся во многих сочинениях мастера. Среди самых значительных жанров в наследии Баха — инструментальный концерт, создававшийся для разных оркестровых составов и сольных инструментов, которые композитор зачастую мог менять, лишь незначительно редактируя партию солиста. Так было и со знаменитым ре-минорным Концертом для флейты, первоначально написанном для клавира. Созданный в 1740-х годах музыкантом, уже добившимся широкой известности, Концерт в полной мере передает стиль раннего классицизма и отражает характерные черты композиторского мышления автора. Три части сочинения, построенные на образном и темповом контрасте (Allegro-Poco andante-Allegro di molto), еще сохраняют черты галантного стиля, но своим противопоставлением драматического и лирико-пейзажного, сольного и ансамблевого звучания уже предвосхищают музыку гениев.
Жанр инструментального концерта был необычайно популярным в европейской музыке XVIII века. К нему обращались все композиторы той эпохи, но наиболее яркие образцы оставил В. А. Моцарт, создавший около полусотни замечательных сочинений в данном жанре, где в качестве солирующего выступали не только традиционные фортепиано или скрипка, но почти все оркестровые инструменты. Моцарт по сути создал тип «симфонизированного» концерта, основанного на равенстве и «состязательности» партий солиста и оркестра. В 1782 году в одном из посланий к отцу Моцарт писал о своем понимании жанра: «Концерты дают нечто среднее между слишком трудным и слишком легким; они блестящи, приятны для слуха, но, разумеется, не впадают в пустоту; то тут, то там знаток получит настоящее удовлетворение, но и не знатоки останутся довольны, сами не ведая почему». К данным сочинениям относится и единственный у композитора Концерт для гобоя с оркестром До мажор, написанный в 1777 году. Именно Моцарту довелось установить классические черты жанра инструментального концерта, определив его классический трехчастный тип, который он с успехом претворил в Концерте для гобоя. Первая часть (Allegro aperto) — сонатное аллегро, где сначала звучит оркестр, а затем солирующий инструмент, словно состязаясь друг с другом. Всегда у Моцарта в первой части присутствует виртуозная каденция солиста, демонстрирующая богатые выразительные возможности инструмента. Вторая часть (Adagio non troppo) раскрывает лирические чувства героя произведения, она словно продолжает традиции прекрасной итальянской кантилены. Третья часть (Rondo: Allegretto) — скерцозный жанровый финал с яркой инструментальной звучностью.
Аарон Копленд — известный американский композитор и дирижер. Он родился в семье литовских эмигрантов, в 1921-1924 годах учился в консерватории Фонтенбло (Франция), где его наставницей была Надя Буланже - знаменитый французский музыкант, дирижер, педагог. Сочинения Копленда уже в 1920-х годах привлекли внимание слушателей остро современным подходом, сложностью композиторской техники, где композитор соединил современную музыку с американскими фольклорными темами. В 1948 году Копленд создает свой знаменитый Концерт для кларнета со струнным оркестром, арфой и фортепиано, посвящая его выдающемуся американскому исполнителю Бенни Гудмену - человеку, получившему в свое время титул «король джаза». Это обстоятельство определило весь строй Концерта: он наполнен джазовыми ритмами, фолклорными интонациями, а каденция решена композитором в жанре джазовой импровизации.
«Вильгельм Телль» — последняя и самая длинная опера великого Джоаккино Россини, в основу которой положена одноименная драма немецкого поэта Фридриха Шиллера, впервые исполненная в 1829 году. Она посвящена образу героя Швейцарии, искусному стрелку из лука, которого жестокий наместник в наказание заставил стрелять в яблоко, поставленное на голову сына стрелка. Увертюра сжато отражает драматургическое развитие оперы, постепенный переход от пасторально-идиллических образов к героическим. Открывает увертюру уникальный ансамблевый эпизод — хоральная тема в исполнении четырех солирующих виолончелей. После симфонической картины бури, оттеняемой музыкальным пейзажем прекрасных альпийских лугов, звучит энергичный победный марш.
Имя итальянского композитора Нино Рота в сознании большинства слушателей связывается с его музыкой к кинофильмам. Рота выступил автором музыки ко многим творениям Ф. Феллини, но особую известность ему принесла музыка к кинофильму «Крёстный отец» Ф. Копполы. Однако профессиональным музыкантам хорошо известны сочинения Рота в академических жанрах, среди которых — оперы (например «Торквемада»), балеты (например, «Amor di poeta», специально написанный для Мориса Бежара), очень много оркестровых и инструментальных сочинений. Концерт для тромбона с оркестром был создан в 1966 году и представляет композитора уже в ином облике. Рота открывается здесь как яркий представитель неоромантического искусства: он, с одной стороны, продолжает традиции романтизма, создавая яркое, темпераментное сочинение, раскрывающее образ сомневающегося и мятущегося героя, и одновременно привносит в него зримую образность кинематографа. Три части Концерта, построенные по классическому принципу (Allegro giusto - Lento, ben ritmato, maestoso - Allegro moderato) с активными крайними частями и выразительной, певучей средней частью, дают возможность бесспорно лидирующему в произведении тромбону продемонстрировать его богатейшие возможности.
Проф.З.М.Гусейнова
 

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Андрей Санников
Андрей Годик