09
октября
Пятница
19:00
2015
Стоимость билетов:
400-500 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
I отделение

А.Скрябин (1872-1915). Этюд №1 до диез минор ор.2
                                          Две поэмы ор.32
                                        Две пьесы ор.57
                                         Прелюдия и ноктюрн для левой руки ор.9
Э.Григ (1843-1907). Соната для фортепиано ми минор ор.7

II отделение

И.Брамс (1833-1897). Соната №3 для фортепиано фа минор ор.5

Солист – Народный артист России, профессор
Михаил Воскресенский (фортепиано)

IN ENGLISH

 

О программе концерта

Александр Николаевич Скрябин — выдающийся русский композитор и пианист, создававший свои произведения преимущественно в жанрах симфонической и фортепианной музыки. В фортепианном наследии выделяются разнообразные миниатюры, которые композитор писал на протяжении жизни. Создание пьес было обусловлено разными обстоятельствами, например, Прелюдия и Ноктюрн для левой руки (op. 9) были написаны автором в 1892 году во время болезни у него правой руки, что не помешало ему сформировать в миниатюрах полноценную фортепианную фактуру. В своих этюдах для фортепиано А. Н. Скрябин продолжил традиции Ф. Шопена, создав целый ряд художественно ярких концертных пьес, где, однако, всегда присутствует технически–виртуозная задача. Всего композитором написано в данном жанре 26 произведений, начиная с опуса 2 (1887 год), положившего начало целой серии сочинений. Нежная, изысканная лирическая пьеса, Этюд до диез минор остается одним из самых исполняемых сочинений композитора. Поэма как жанр регулярно встречается у Скрябина, обозначая как небольшие, так и масштабные пьесы, но всегда раскрывая центральный для композитора образ полета творческой фантазии, многогранности звукового космоса самого автора, а также исполнителя и слушателя. Иногда поэмы объединяются композитором в небольшие циклы, отличающиеся, как в Поэмах ор. 32 (1903 год), многогранностью передаваемых ощущений: первая (Fis dur) представлена в спокойных тонах, вторая же (D dur), напротив, соткана из энергичных «полетных» устремлений. Иногда Скрябин конкретизирует образный строй фортепианных миниатюр, вводя программные названия, как в двух пьесах опуса 57, созданных в 1908 году. Первая пьеса «Желание» и вторая «Танец ласки» становятся средоточием нежных, полувоздушных образов, представленных в разных ракурсах.
Фортепианная соната ми минор, написанная выдающимся норвежским композитором Эдвардом Григом в 1865 году, осталась единственным сочинением данного жанра в наследии музыканта. Певец родной Норвегии, Григ в каждом сочинении обращался к образам, сюжетам, историческим и музыкальным истокам своей страны, широко претворяя ее песенный и танцевальный фольклор. Обратившись в молодые годы, в период формирования как художника, к фортепианной сонате, композитор во многом опирался на принципы Р. Шумана, который был близок ему дерзкой устремленностью, подчеркнутым драматизмом, романтической порывистостью. Свой опус Григ посвящает датскому композитору Нильсу Гаде. В Сонате композитор использует известный со времен И. С. Баха и активно применявшийся Шуманом прием «музыкальных букв»: в основе темы первой части Сонаты лежит мотив, составленный из букв имени и  фамилии Грига: «E-H-G» (ми-си-соль).
Четырехчастный сонатный цикл построен на контрастном чередовании разделов: энергичная первая часть (Allegro moderato), где раскрываются образы драматических легенд, сменяются лирически-песенной второй (Andante molto). Неожиданна третья часть, которую композитор, словно возвращаясь в прошлое сонатного цикла, решает в жанре менуэта (Alla Menuetto, ma poco più lento). Общим завершением становится финал, традиционно представленный в виде энергичного аллегро.
Фортепианная соната № 3 относится к ранним сочинениям И. Брамса: композитор завершил работу над ней в 1853 году. Поиски оптимального решения сонатного цикла привели автора к созданию крупной пятичастной композиции (I. Allegro maestoso. II. Andante: Andante espressivo. III. Scherzo: Allegro energico. IV. Intermezzo: Andante molto. V. Finale: Allegro moderato ma rubato), где романтическая пылкость сочетаются с классической архитектоникой. Брамс строит свое сочинение на контрасте двух образных пластов — радости и созидания с одной стороны и драматической противоречивости с другой, они обнажаются в Сонате  с самого начала. В Allegro maestoso ведущая роль принадлежит начальной шеститактовой теме, которая несет в себе главенствующую идею сочинения и становится источником практически всех тем Сонаты. Основная тема опирается на принцип пассакальи, она начинается с высшей точки и сразу охватывает значительное звуковое пространство, утверждая свою кульминационную роль. Композитор далее постоянно возвращается к ней, подчеркивая ее приоритет в течение первой и последующих частей. Вторая часть — выразительное Andante espressivo — переводит действие в лирический аспект, воспринимаясь как поэтичный ноктюрн. Композитор предпосылает ей эпиграф:
Наступает вечер, встает луна,
Две души соединились в любви,
Пребывают в блаженстве…
Энергичная третья часть Скерцо — ритмически заостренная, обнаруживающая «флорестановские» черты — сменяется четвертой частью Интермеццо, где основная мелодия второй части Andante звучит вновь, но при этом приобретает траурный оттенок, словно подчеркивая романтическую неразделимость темы любви и смерти (не случайно композитор вводит ремарку «Ruckblick», свидетельствующую о своеобразном возвращении к уже отзвучавшему). Эта часть непосредственно переходит  в Финал, который, по замыслу Брамса, должен был утвердить оптимистическую идею; именно она преобладает на протяжении всей части.
 
Проф.З.М.Гусейнова
 
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Михаил Воскресенский