08
июня
Среда
19:00
2016
Стоимость билетов:
150-200 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
общедоступный концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

А.Дютийе (1916-2013). Соната для гобоя и фортепиано
В.Калливода (1801-1866). Салонная пьеса для гобоя
Г.Телеман (1681-1767). Фантазия №8 для гобоя соло ми минор TWV40:9
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Алексей Савинков (гобой)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

К.М фон Вебер (1756-1826). Концерт для фагота и фортепиано op.75

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Даниил Краснов (фагот)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

В.А.Моцарт (1756-1791). Соната №9 для фортепиано Ре мажор KV311
К.Дебюсси (1862-1918). Этюды L 136 №7 ля минор, №9 Соль мажор, №10 Ми мажор, №5 Ми мажор
Ф.Лист(1811-1886). Бравурная тарантелла на тему из оперы Д.Обера "Фенелла"

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Елизавета Украинская (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Георг Филипп Телеман принадлежит к плеяде крупнейших представителей немецкой музыки эпохи барокко. Композитор и исполнитель, он дружески общался с семьей великого И. С. Баха. Многое из написанного Телеманом было известно его выдающемуся современнику и находило у него понимание и поддержку. Телеман был великолепным мастером полифонического письма, одновременно широко использовавшим в музыке гомофонно-гармонические приемы. Его сочинения опирались на темы фольклорных песен и танцев, они демонстрируют интересные приемы программности и звукоизобразительности. Перу Телемана принадлежит более 40 опер, множество кантат и ораторий, более 700 песен, около 170 концертов и ряд других сочинений. Особую популярность у слушателей получили инструментальные произведения Телемана, в первую очередь — его 12 Фантазий для флейты соло, которые были аранжированы для различных инструментов, в том числе и гобоя. Три миниатюрные части Фантазии № 8 ми минор (Largo – Spirituoso – Allegro) воспринимаются как три прекрасные картинки давно ушедшего «галантного» века.
Анри Дютийе принадлежал к числу наиболее заметных фигур современной французской музыки, он был известен своими работами на Национальном радио и телевидении. Сформировавшийся под влиянием Бартока, Стравинского и Бриттена, он раскрыл новые возможности каждого из традиционных музыкальных жанров. Критика отмечала: «Его музыка, будь то балеты, концерты или симфонии, помещает перед вами неистовый калейдоскоп инструментальной цветности, и, что выше всего, погружает в мир возвышенного чувства». В Сонате для гобоя и фортепиано, написанной в 1947 году, Дютийе необычно решает проблему цикла; здесь первая часть Aria: Grave представляет собой медленную, песенную пьесу, вторая Scherzo: vif — подвижное скерцо (композитор сопровождает его ремаркой «vif», то есть «живо»),  и лишь заключительная часть Finale: assez allant сохраняет традиционные черты, и ремарка «assez allant» («довольно подвижно») подчеркивает активность финала.
Иоганн-Венцель Калливада — известный чешский композитор, скрипач, дирижер, автор сочинений в разных жанрах. Им написано 6 симфоний, опера «Бланда» (поставлена в Праге в 1847 году), концерты и концертные пьесы для скрипки и других инструментов, в которых отчетливо слышны фольклорные элементы. Наибольшую известность композитору принесла Салонная пьеса для гобоя (1859), в действительности далеко превосходящая условия салонного звучания. Калливада создает масштабную одночастную концертную пьесу, включающую несколько разнохарактерных разделов — и энергичное, подвижное Аллегро, и мягкое Анданте, и насмешливое Скерцо.
Карл–Мария фон Вебер — один из основоположников немецкого музыкального романтизма, автор известнейших произведений разных жанров, вошел в историю европейской культуры как музыкант, развивавший традиции национального немецкого искусства. Его опера «Вольный стрелок», в которой сформированы основные принципы романтической оперы, определил дальнейшие пути развития жанра как в Германии, так и за ее пределами. Не случайно именно Веберу принадлежат слова: «Мир — в нем творит композитор!» Особую известность обрели инструментальные сочинения Вебера, большая часть которых принадлежит к романтическому виртуозному стилю. Создавая произведения для духовых инструментов, композитор стремился найти для каждого из них новые звуковые краски, тембрально обогатить регистры, расширить технические возможности. Неизменными, однако, всегда остаются подчеркнутая национальная основа и совершенство выразительной мелодики, в которых отчетливо слышны фольклорные черты. Концерт для фагота с оркестром Фа мажор был написан композитором в 1811 году, через одиннадцать лет была сделана вторая редакция, и в этом виде Концерт завоевал популярность. Впоследствии были сделаны переложения сочинения для разных инструментов. Три части произведения (Allegro ma non troppo — Adagio — Rondo. Allegro), традиционные для инструментального концерта, приближают его в целом к жанру одночастной романтической поэмы, построенной на смене разнохарактерных образов. Драматическая взволнованность в первой части, лирическая повествовательность во второй и чуть неуклюжая скерцозность в третьей близки по направленности немецким народным преданиям, в которых композитор так часто находил источник вдохновения.
Свои фортепианные сонаты В. А. Моцарт начал писать сравнительно поздно: первые опусы были созданы им в 19 лет. Предназначая сонаты в большей степени для домашнего, а не концертного исполнения, композитор, тем не менее, считал их очень трудными — с позиций не столько техники, сколько художественной выразительности. Фортепианная соната № 9 Ре-мажор, написанная в 1777 году, представляет яркий образец моцартовского пианизма. Трехчастный цикл (1. Allegro con spirito. 2. Andante con espressione. 3. Rondeau. Allegro) отражает характерные черты композитора. Он усложняет композицию в сонатном аллегро (в первой части), раскрывая богатые выразительные возможности каждой из его тем; использует сложную и экспрессивную тему во второй, медленной, части; завершает композицию стремительным, ритмически заостренным финалом, поражающим богатством пианистических приемов.
Летом 1915 года Клод Дебюсси завершает работу над фортепианным циклом из 12 этюдов, посвятив их памяти Ф. Шопена, над редактированием этюдов которого Дебюсси занимался в это время. Этюды стали вершиной фортепианного наследия композитора, который сам отмечал в одном из писем: «я доволен этим сочинением, которое, говорю это без ложной скромности, займет особое место в моем творчестве». Этюды Дебюсси имеют названия, казалось бы, исключительного технического плана: «Для секст», «Для октав», «Для арпеджио» (в русских изданиях они чаще встречаются с названиями «Сексты», «Октавы» и т.д.), но за этими «инструктивными» заголовками скрывается яркое, волнующее содержание каждой из пьес. Этюд № 7 «Для хроматических ступеней» представляет собой головокружительное скерцо, построенное на хроматических пассажах. Этюд № 9 «Для репетиций нот» — еще одно скерцо, на этот раз изображающее забавную карнавальную сценку. Этюд № 10 «Для противоположных звучаний» по настроению перекликается с похоронным маршем из Сонаты си-бемоль минор Шопена. Этюд № 5 «Для октав» построен, в соответствии с названием, на свободно и разнообразно использованных октавах, подчас с мощным, почти листовским звучанием.
Один из самых блестящих пианистов-виртуозов своего времени, Ференц Лист для расширения собственного репертуара и популяризации известных опер писал яркие, концертные пьесы, в основе которых лежали темы из разных сочинений. Бравурная тарантелла на темы оперы «Немая из Портичи» («Фенелла») была написана Листом в 1846 году на мелодии очень популярной в Европе, созданной в 1828 году оперы французского композитора Даниэля Обера — одном из первых образцов большой французской оперы. Особенностью сочинения стало то, что главная героиня была немой (критики утверждали, что Обер просто не нашел подходящей певицы, поэтому передал партию балерине), и это только привлекло к ней внимание публики. Опера основана на реальных событиях восстания Мазаньелло против испанского владычества в Неаполе (1647), в ней очень многое связано с итальянским фольклором. Тарантелла звучит в опере в III действии, где события разворачиваются на рыночной площади Неаполя, здесь подлинный энергичный народный танец становится косвенной характеристикой толпы. В фортепианном же оформлении пьесы Листом она становится неистовой, феерически яркой пьесой, отражающей характерные черты пианизма великого музыканта.

Проф.З.М.Гусейнова
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин