07
октября
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
200-250 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
открытие 10 сезона
I отделение

 Д.Шостакович (1906-1975). Торжественная увертюра Ля мажор ор.96
 
Д.Кабалевский (1904-1987). Концерт №2 для виолончели с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Федор Амосов (виолончель)
II отделение

П.И.Чайковский (1840-1893). Концерт №1 для фортепиано с оркестром  ор.23

Солист – лауреат международных конкурсов
Юрий Фаворин (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

 

О программе концерта

Торжественная увертюра ор. 96 была написана Д. Д. Шостаковичем в 1954 году, ее премьерное исполнение в Большом театре в Москве было приурочено к 37-й годовщине Октябрьской революции. Увертюра обнаруживает все основные черты жанра: она отличается приподнятым характером, праздничным, ликующим колоритом; ее открывают торжественные звучные фанфары медной группы. Общий строй сочинения близок известной увертюре М. И. Глинки к опере «Руслан и Людмила», в нем проявляется та же классичность и соразмерность разделов. Торжественная увертюра стала одним из самых оптимистичных сочинений не только у Шостаковича, но и в советской музыке в целом.
Дмитрий Борисович Кабалевский еще при жизни был признан одним из ведущих русских советских композиторов. Выдающийся музыкант, автор многих сочинений разных жанров, профессор Московской консерватории, особую известность он получил как создатель системы общего музыкального образования, завоевавшей в свое время широкое признание. Композиторское наследие Кабалевского отличается в целом оптимистичным, жизнеутверждающим характером, и лишь в некоторых своих сочинениях он делает акцент на трагичных сторонах жизни. Это демонстрирует его Концерт для виолончели с оркестром № 2, написанный в 1964 году (Концерт № 1 был написан пятнадцатью годами ранее). Основное трехчастное строение Концерта, где вторая и третья части идут без перерыва (1. Molto sostenuto. 2. Presto marcato. 3. Andante con moto), в действительности усложняется за счет введения ряда дополнительных эпизодов, разрушающих строгое классическое строение произведения. Выразительны медленные разделы, ассоциирующиеся с образами драматического повествования; они звучат в самом начале Концерта и возникают далее внутри динамичных эпизодов, создавая ощущение бесконечных конфликтов. Кабалевский включает в сочинение и большие разделы каденций у солирующего инструмента, подчеркивая его важную драматургическую роль.
Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского си-бемоль минор (1875) безоговорочно может быть отнесен к числу самых исполняемых в мировой музыкальной практике сочинений. Сейчас даже трудно себе представить, что в свое время он вызвал непонимание со стороны Н.Г. Рубинштейна, которому собирался посвятить новое произведение Чайковский и который объявил концерт «непригодным для исполнения». Первым исполнителем Концерта (это произошло в США, в Бостоне) стал Ганс фон Бюлов — выдающийся немецкий пианист, ученик Ф. Листа, которому и посвящено сочинение. В России же первым исполнителем Концерта был С.И. Танеев. В одном из писем он назвал произведение первым русским фортепианным концертом.
В своем сочинении Чайковский использовал несколько народных тем, в том числе украинских. В первой части Концерта (Allegro non troppo e molto maestoso) в главную партию он ввел напев лирников, который слышал на Украине. Финал Концерта (Allegro con fuoco) композитор построил также на украинской плясовой песне «Выйди, выйди, Иваньку». По воспоминаниям брата М. И. Чайковского, во вторую часть Концерта (Andantino semplice. Prestissimo. Tempo primo) композитор ввел французскую песню, которую часто напевали его младшие братья.
Сочинение Чайковского принадлежит к числу самых светлых и самых торжественных среди все фортепианных концертов. Открывающие первую часть Концерта мощные аккорды, яркая гимническая тема, звучащие и у оркестра, и у солиста, создают тот особый, приподнятый характер, который сохраняется на протяжении всей части, оттеняясь другими темами. Вторая (медленная) часть привносит лирический нюанс, возникающий благодаря теме, напоминающей колыбельную. Финал Чайковский традиционно решает как картину всеобщего веселья, хоровод народно-жанровых мелодий, логично венчающий Концерт.
Проф.З.М.Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин