07
апреля
Среда
19:00
2021
Стоимость билетов:
400-800 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

С. Прокофьев (1891-1953).
Симфония-концерт для виолончели с оркестром ми минор ор.125

Солист – лауреат международных конкурсов
Василий Степанов (виолончель)
II отделение

П.И. Чайковский (1840-1893). Концерт №1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор ор.23
 

Солист – Лауреат XVI международного конкурса им. Чайковского (2019)
Алексей Мельников (фортепиано)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер – Народный артист России, Александр Чернушенко

Дирижер – Заслуженный артист России Алексей Васильев

Билеты по 100 рублей
для льготных категорий граждан можно приобрести

в кассе Дома музыки на наб Мойки, 122, предварительно позвонив 
по телефону (812) 400-14-00

IN ENGLISH

 

О программе концерта

Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева (1891-1953) открыло одну из самых ярких страниц мировой музыкальной культуры ХХ века. Автор множества сочинений самых разнообразных жанров, создатель нового направления в музыке, Прокофьев оказал мощное влияние на искусство отечественных и зарубежных композиторов-современников. Симфония-концерт для виолончели с оркестром ми минор (op.125) стала последним крупным произведением С.С. Прокофьева. Оно было закончено композитором в 1952 году. В основе сочинения лежит Концерт для виолончели с оркестром, создававшийся композитором в 1933-1938 годах, который Прокофьев в своей последней редакции коренным образом переработал. Давая ей название «Симфония-концерт», Прокофьев не только подчеркивал монументальность сочинения, значительную роль его оркестровой партии, но и подлинный драматизм, сближающий его с его симфониями №5 и №6. В течение всего времени создания Симфонии-концерта Прокофьев активно сотрудничал с М.Л. Ростроповичем, которому и посвятил свое сочинение. Знаменательной стала премьера Симфонии-концерта: произведение было исполнено 18 февраля 1852 года Московским молодежным оркестром под управлением Святослава Рихтера; солировал Мстислав Ростропович.
Сохраняя в своем сочинении трехчастную форму концерта, Прокофьев переосмыслил в нем соотношение традиционных частей. Первая часть Andante выполняет функцию лирико-эпического вступления; во второй части Allegro guisto сосредоточен основной драматизм звучания, данная часть выделяется яркостью и богатством художественных образов. Третья часть Andante con moto решена в жанровом ключе: она создана композитором как двойные вариации и построена на ярких контрастах. Партия солирующей виолончели выписана Прокофьевым с особым блеском и виртуозностью. Композитор поручает виолончели исполнение ведущих тем, давая ей возможность продемонстрировать и кантиленность, и драматическую монологичность, и энергичную моторику. Солирующий инструмент, несмотря на противостояние мощи оркестра, сохраняет лидирующее значение на протяжении всего сочинения.
 
Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского си-бемоль минор (1875) безоговорочно может быть отнесен к числу самых исполняемых в мировой музыкальной практике сочинений. Сейчас даже трудно себе представить, что в свое время он вызвал непонимание со стороны Н. Г. Рубинштейна, которому собирался посвятить новое произведение Чайковский и который объявил концерт «непригодным для исполнения». Первым солистом, обратившимся к Концерту (это произошло в США, в Бостоне) стал Ганс фон Бюлов — выдающийся немецкий пианист, ученик Ф. Листа, которому и посвящено сочинение. В России же первым исполнителем Концерта был С. И. Танеев. В одном из писем он назвал произведение первым русским фортепианным концертом.
В своем сочинении Чайковский использовал несколько народных тем, в том числе украинских. В первой части Концерта (Allegro non troppo e molto maestoso) в главную партию он ввел напев лирников, который слышал на Украине. Финал Концерта (Allegro con fuoco) композитор построил также на украинской плясовой песне «Выйди, выйди, Иваньку». По воспоминаниям брата Модеста Ильича Чайковского, во вторую часть Концерта (Andantino semplice. Prestissimo. Tempo primo) композитор ввел французскую песню, которую часто напевали его младшие братья. Сочинение Чайковского принадлежит к числу самых светлых и самых торжественных среди всех фортепианных концертов. Открывающие первую часть Концерта мощные аккорды, яркая гимническая тема, звучащие и у оркестра, и у солиста, создают тот особый, приподнятый характер, который сохраняется на протяжении всей части, оттеняясь другими темами. Вторая (медленная) часть привносит лирический нюанс, возникающий благодаря теме, напоминающей колыбельную. Финал Чайковский традиционно решает как картину всеобщего веселья, хоровод народно-жанровых мелодий, логично венчающий Концерт.
                                   
Профессор З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин