29
июня
Пятница
19:00
2012
Стоимость билетов:
500 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
«Венское Брамс трио»
I отделение

Л. Бетховен (1770-1827) Трио ре-мажор, oр.70 №1 «Призрак»
Й. Гайдн (1732-1809) Трио соль-мажор «В цыганском стиле»

II отделение

И. Брамс (1833-1897) Трио №2 до-мажор, oр.87

Исполняет
Венское Брамс трио (фортепианное трио)

лауреаты международных конкурсов 
Ясминка Станчул (фортепиано)
 Борис Кушнир (скрипка)
Орфео Мандоцци (виолончель)

IN ENGLISH

О программе концерта

Фортепианное трио, исполнителями которого является ансамбль инструментов в составе: фортепиано, скрипка и виолончель, относится к числу самых распространенных камерно-инструментальных жанров, его классические образцы начинают появляться уже в творчестве Й. Гайдна и в дальнейшем получают развитие у композиторов различных национальных культур. В творчестве Людвига ван Бетховена (1770—1827) произведения этого жанра отмечаются уже в ранние годы (они обозначены как ор. 1). Много лет спустя композитор создает два Трио ор. 70 (1809), первый из них, написанный в тональности Ре-мажор, часто сопровождается названием «Призрак». Оно, как это часто было в отношении произведений Бетховена, дано не автором, его приписывают К. Черни, которого звучание второй, медленной части Трио навело на мысль о «тени отца Гамлета». Сохраняя в своем сочинении традиционную последовательность частей, композитор в каждую из них привносит индивидуальный оттенок. По-бетховенски мощная, бравурная первая часть лишь на короткое время уступает первенство лирическим эпизодам. Таинственность второй части, подчеркиваемая вопросительными интонациями темы, остинатным ритмом, тревожными нарастаниями динамики делает ее одним из наиболее драматичных разделов сочинения. Финал по своему настроению контрастен медленной части – мажорные интонации, жанровые элементы, преобладание активного движения, лишь изредка нарушаемого «воспоминаниями об ушедшем», завершает цикл на оптимистичной ноте. Композитор добивается в Трио сбалансированности и объемности звучания. Его ансамбль отличается равноправием функций всех участников, развитыми партиями, сложностью и многообразием фактуры каждого инструмента.

В значительном по масштабам инструментальном наследии Йозефа Гайдна (1732—1809) жанр Трио занимает большое место: количество только Фортепианных (клавирных) трио – больше 40. В этом ансамбле ведущая партия отводится композитором клавишному инструменту, звучание скрипки и виолончели часто ему подчиняются. В произведениях этого жанра Гайдн подходит очень свободно к решению цикла, и созданное в 1795 году Фортепианное трио G-dur содержит немало новых элементов. Его первая часть, вопреки складывающейся традиции – медленная, представляющая собой вариации на тему народного склада. Выразительна вторая, кантиленная часть, построенная на мягких гайдновских интонациях, где тема, переходя от одного инструмента к другому, приобретает множество выразительных оттенков. Финал написан композитором как Рондо, в основе которого лежит тема, близкая цыганским (венгерским) напевам. Это дало основание сопроводить всю часть указанием «В цыганском стиле», раскрывающим характер пьесы. Зажигательные ритмы, блестящая виртуозность словно предвещают страницы будущих Венгерских рапсодий Ф. Листа.

Фортепианное трио № 2 Иоганнеса Брамса (1833-1897) – одно из самых возвышенных сочинений немецкого композитора, работа над которым протекала в 1880-1882 годах. Композитор решает его как четырехчастный цикл, подчеркивая тем самым симфоничность замысла. Активная первая часть с самого начала утверждает главенство основной темы, которая в дальнейшем определяет эмоциональный строй сочинения. Она сменяется мягкой, лиричной второй частью, построенной на выразительной песенной теме и ее свободных вариациях. Развитие темы, использующее богатые фактурные возможности каждого из инструментов, словно расцвечивает мелодию, раскрывая ее содержание выразительными подголосками. Стремительное Скерцо, наряду с основной «шутливой» линией, содержит и контрастные эпизоды, где на первый план выходят призрачно-фантастические элементы. Бурный, «веселый» финал (композитор вводит для него определение Allegro giocoso) завершает сочинение.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин