26
июня
Четверг
19:00
2014
Стоимость билетов:
300-400 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
Духовой квинтет Мариинского театра
I отделение

П. Таффанель (1844-1908) Квинтет для духовых соль-минор
Д. Лигети (1923-2006) Шесть багателей для духового квинтета

II отделение

В.-А. Моцарт (1756-1791) Фантазия для механического органа в часах фа-минор KV608
Д. Мийо (1892-1974) Сюита «Путь короля Рене»
Е. Петров (р.1973) Камерный концерт №2 для духовых «Премьера»

Исполняет
Духовой квинтет Мариинского театра (духовые инструменты)

Николай Мохов (флейта)
Павел Кундянок (гобой)
Иван Столбов (кларнет)
Родион Толмачев (фагот)
Виталий Мусаров (валторна)

О программе концерта

Поль Таффанель — известный французский флейтист и дирижер второй половины 19 – начала 20 века, основатель Парижского «Общества камерной музыки для духовых инструментов», В составе камерных ансамблей он совершил ряд концертных поездок, сопровождая, в частности, К. Сен–Санса во время его гастролей в Петербурге в 1887 году. С Таффанелем встречался П. И. Чайковский, высоко ценивший исполнительское мастерство флейтиста. Таффанелем создавались разножанровые произведения для ансамбля духовых инструментов, например, Большая фантазия, Фантазия на темы из оперы К.-М. Вебера «Вольный стрелок» и другие. Квинтет для духовых инструментов был написан композитором в 1876 году и посвящен одному из его коллег-музыкантов Анри Реберу. За это сочинение Таффанель получил премию «Общества композиторов». Выразительная трехчастная композиция (Allegro con moto — Andante — Vivace) развивает традиции французской инструментальной музыки, в которой находится место и серьезному размышлению, и лирическому высказыванию, и острой шутке.
Багатель (в переводе с французского — маленькая изящная вещь, безделушка) стала музыкальным жанром еще в творчестве Ф. Куперена, создававшим легкие, незатейливые пьесы. Большую известность позднее завоевали багатели Л. Бетховена (к этому жанру относится и знаменитая пьеса «К Элизе»). Популярность жанра была очень высокой и в 19 и в 20 веке. Особую известность приобрели «Шесть багателей для квинтета духовых» австрийского композитора-авангардиста венгерского происхождения, изобретателя микрополифонии Дьёрдя Лигети, написанные первоначально для фортепиано. В 1953 году композитор сделал их обработку для ансамбля духовых инструментов. Шесть небольших, разнообразных по характеру пьес (1. Allegro con spirito. 2. Rubato. Lamentoso. 3. Allegro grazioso. 4. Presto ruvido. 5. Adagio. Mesto — оно посвящено памяти Белы Бартока. 6. Molto vivace. Capriccioso) — это цикл ярких концертных пьес, поражающих разнообразием и музыкальной изобретательностью.
В наследии В.А. Моцарта представлено сравнительно немного сочинений для органа, но одним из самых ярких считается Фантазия для механического органа в часах. Часы с музыкальными инструментами были очень распространены в то время в аристократической среде. Они исполняли без участия органиста пьесы, записанные на валиках, при этом музыка для механического органа часто специально заказывалась композиторам. В 1790 году подобный заказ получил и Моцарт, создавший свое произведение для часов, установленных в мавзолее фельдмаршала Г. Э. Лаудона. Фантазия, возвышенная по звучанию, насыщенная сложными полифоническими приемами, раскрывает облик композитора с особой стороны. Позднее было сделано переложение Фантазии для духового квинтета.
Дариус Мийо — известный французский композитор, педагог и музыкальный критик, один из членов знаменитой «Шестерки», автор значительного количества произведений разных жанров (им написано около 500 опусов). Как композитор, он испытал на себе влияние разных современных художественных течений, его музыка пронизана элементами конструктивизма, в них ярко проявляют себя и джазовые черты. К тому же современный кинематограф, с которым Мийо был тесно связан, определил особый тип «зримой» музыки, где звуковой ряд выступает в качестве главенствующего, но все же одного из компонентов художественного представления. В 1939 году Мийо была написана музыка к кинофильму Р. Бернара «Кавалькада любви», номера из которой составили инструментальную сюиту «Путь короля Рене» в семи частях для духового квинтета: 1. Кортеж. 2. Утренняя серенада. 3. Жонглеры. 4. La maousinglade (сарабанда). 5. Турнир у реки Арк. 6. Охота в Валабре. 7. Мадригал–Ноктюрн. Все части очень короткие, они, скорее, представляют собой художественные зарисовки исторических эпизодов.
Евгений Петров принадлежит к числу молодых петербургских композиторов, активно работающих в разных жанрах и создающих сочинения для разных составов. Среди произведений музыканта — опера «Ольга Российская», симфония «Петербург», программные симфонические увертюры и многое другое. Камерный концерт для квинтета духовых «Премьера» был написан композитором в 2002 году и сразу завоевал признание исполнителей и слушателей. Выразительная мелодика, великолепное знание возможностей каждого инструмента и умение их использовать в сочинении, особое чувство ансамбля позволили Петрову в полной мере раскрыть необычный художественный замысел.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Духовой квинтет Мариинского театра