25
июня
Понедельник
19:00
2012
Стоимость билетов:
500 руб.
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
Ансамбль контрабасов, руководитель Александр Шило
I отделение

М. Мусоргский (1839-1881) «Рассвет на Москва-реке». Вступление к опере «Хованщина».
А. Мирзоев «Ориенталь». Сюита-фантазия на восточные темы русских композиторов для квартета контрабасов.
М. Мусоргский «Картинки с выставки». Транскрипция для шести контрабасов А. Мирзоева.
Прогулка – Старый замок – Балет невылупившихся птенцов – Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)
А. Мирзоев Маленькая лирическая сюита на темы И. Дунаевского.
А. Мирзоев «Русский альбом» для квартета контрабасов.
Протяжная ­ Калинка – Летят утки – Светит месяц

II отделение

И. С. Бах (1685-1750) Чакона. Транскрипция для квартета контрабасов А. Мирзоева
А. Мирзоев Фантазия на темы из произведений Дж. Россини
Ж. Бизе (1838-1875) Увертюра к опере «Кармен». Переложение для шести контрабасов С. Дягилева
М. Равель (1875-1937) «Павана на смерть Инфанты». Транскрипция для шести контрабасов С. Дягилева
И. Штраус (1825-1899) Французская полька «Im Krapfenwald’l». Транскрипция для шести контрабасов С. Дягилева

Исполняет
Ансамбль контрабасов, руководитель Александр Шило (контрабас)

О программе концерта

Последние годы жизни Модест Мусоргский (1839-1881) работал над оперой «Хованщина», посвященной событиям конца XVII века, когда столкнулись две силы — старая и новая Россия, представленная преобразованиями царя Петра. Оркестровым вступлением к опере, которую композитор так и не успел завершить, стала музыкальная картина «Рассвет на Москве-реке». Здесь Мусоргский рисует картину пробуждающейся Москвы: музыка почти живописными красками рисует удивительно красивый образ. Но смысл Вступления гораздо шире, оно раскрывает центральную идею оперы — рассвет над Россией, формирование нового исторического этапа. «Рассвет на Москве-реке» часто исполняется как самостоятельная концертная пьеса.

Фортепианный цикл «Картинки с выставки» был написан Модестом Петровичем Мусоргским в 1874 году в память о друге, архитекторе и художнике Викторе Гартмане. Цикл построен композитором как программная сюита из 10 пьес, перемежающихся интермедиями. В ней сочетаются картинки из реальной жизни и сказочной фантастики с образами из далекого прошлого. Каждой пьесе Мусоргский дает название и все пьесы связывает между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей переход от картины к картине. Такое построение сюиты - единственное в классической музыке. В концерте прозвучат несколько пьес из этого цикла.

1. Прогулка. Тема из этой пьесы, близкая по характеру русским народным напевам, проводится на протяжении сюиты несколько раз. В ней Мусоргский словно изобразил самого себя, переходящего от картины к картине. Он писал В.В. Стасову: «Моя физиономия в интермедиях видна».

2. Старый замок. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней.

5. Балет невылупившихся птенцов. Прототипом пьесы послужили эскизы В.Гартмана к костюмам для балета Ю. Гербера «Трильби», поставленного выдающимся хореографом М. Петипа в 1871 году.

9. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга). У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Но Мусоргский изобразил контрастный образ Бабы-Яги. Он создал мощную драматическую картину «нечистой силы». Все пьесы цикла образуют изящную галерею инструментальных образов.

Опера Жоржа Бизе (1838-1875) «Кармен» (написана в 1875 году) относится к числу самых популярных сочинений мировой музыкальной классики. Она стала кульминацией творчества композитора, а Кармен – одним из самых ярких женских персонажей. Здесь образ свободолюбивой, независимой цыганки Кармен противопоставлен условностям жизни. Она стремится к свободе, осознавая неминуемость трагического исхода. Эта идея заложена уже в увертюре, раскрывающей две контрастных сферы; первый ее раздел — яркий, блистательный — строится на теме испанского народного праздника и теме куплетов тореадора Эскамильо, второй — на теме роковой страсти Кармен. Этот лейтмотив будет сопровождать героиню на протяжении всего сочинения.

Имя Авдея Мирзоева — некогда концертмейстера группы контрабасов Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича — хорошо известно исполнителям на этом инструменте. Мирзоеву принадлежит множество транскрипций известных музыкальных произведений, но не меньшую популярность ему принесли авторские сочинения для инструмента. Профессионально зная возможности контрабаса как солирующего и ансамблевого инструмента, Мирзоев создал целый ряд произведений, опираясь на музыку широко известную, существовавшую изначально в разных жанрах — операх, инструментальных сочинениях, песнях — и показывая ее в условиях новых жанров. Музыка великого Дж. Россини будет представлена «Фантазией на темы Дж. Россини», услышим мы и хорошо знакомые мелодии в «Маленькой лирической сюите на темы И. Дунаевского». Уже не к одному, а группе композиторов обращается Мирзоев, создавая некоторые сочинения. Среди них — сюита-фантазия «Ориенталь» на восточные темы русских композиторов. Известно, что к теме Востока обращались многие русские композиторы (среди них — М.И. Глинка, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский), создавая запоминающиеся образы. Они стали основой сочинения Мирзоева. Разнообразные фольклорные темы включены и в «Русский альбом», из которого прозвучат пьесы «Протяжная», «Калинка», «Летят утки», «Светит месяц».

Павана — торжественный медленный танец — был весьма распространен в Европе в XVI веке. Под музыку паваны происходили различные церемониальные шествия, в том числе въезды именитых гостей, проводы знатной невесты в церковь и др. В конце XIX — начале XX веков композиторы создавали инструментальные пьесы в стиле паваны, используя ее основные художественные элементы – торжественность, замедленность движения. Среди них был французский композитор Морис Равель (1875–1937). В 1899 году им написана небольшая фортепианная пьеса «Павана на смерть Инфанты». Она вошла в фортепианный цикл на испанские народные темы, наряду с пьесами «Хабанера», «Античный менуэт». Простая, напевная, длительно развивающаяся мелодия звучит в Паване на протяжении всей пьесы, создавая ощущение длительного движения и бесконечного, возвышенного покоя.

Чакона вошла в профессиональную музыку в эпоху барокко. Эта инструментальная пьеса представляет собой полифонические вариации на тему, повторяющуюся в басу, а верхние голоса при этом разнообразно варьируются. Очень быстро чакона вошла составной частью в инструментальные циклы, к ней обращался Иоганн Себастьян Бах (1685-1750), включая ее в свои сочинения. Самую большую известность приобрела у этого композитора Чакона из партиты № 2 для скрипки соло, отличающаяся особой трагичностью и драматической глубиной. Ее звучание поражало воображение многих музыкантов и поэтов, ее отмечала в своих стихах Анна Ахматова, в том числе — в стихотворении «Сон», созданном в 1956 году:
А мне в ту ночь приснился твой приезд
Он был во всем... И в баховской Чаконе,
И в розах, что напрасно расцвели...

Имя Иоганна Штрауса-сына (1825-1899), заслужившего у современников звание «короля вальсов», связано и с целым рядом других танцев. В частности, им создан ряд французских полек, в числе которых — полька «Im Krapfenwald'l» («В лесу Крапфена») оp.336. Первое исполнение ее состоялось в 1868 году в Павловске, когда И. Штраус руководил летними оркестровыми концертами в резиденции императора России, и тогда она называлась «Im Pawlowsk-Walde» («В Павловском лесу»). Забавная полька-шутка, в которой представлены голоса разных птиц, но предпочтение отдано кукушке, искрится юмором, колористическими находками, удивительными тембровыми красками.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Ансамбль контрабасов