06
февраля
Среда
19:00
2013
Стоимость билетов:
150-200 руб.
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Д. Шостакович (1906-1975) Концерт №2 для скрипки с оркестром до диез минор ор.129

Солист – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Смирнов (скрипка)
II отделение

П. Чайковский (1840-1893) Концерт №1 для фортепиано с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Алексей Сычев (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заурбек Гугкаев

О программе концерта

        Семь инструментальных концертов Д.Д. Шостаковича (1906-1975) стали важнейшей частью наследия композитора, изменив в ХХ веке отношение к данному жанру в целом. Композитор создавал концерты в разные периоды творчества, отражая в них свое время и передавая его видение глазами художника. Два скрипичных концерта, написанных соответственно в 1948 и 1967 годах, дополнительно несут черты исполнительского стиля Д.Ф. Ойстраха, бывшего первым исполнителем обоих сочинений и которому композитор их посвятил. Так, завершив работу над партитурой, Шостакович пишет Ойстраху: «Я закончил новый скрипичный концерт. Писал его с мыслями о Вас. Очень хочу показать Вам концерт, хотя сделать это мне ужасно трудно. Если концерт не вызовет у Вас протеста, то велико будет мое счастье. А если Вы его сыграете, то счастье мое будет столь велико, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Если не будет Вашего возражения, то мне очень хотелось посвятить концерт Вам...».
Скрипичный концерт № 2 до диез минор, созданный в последние, относительно спокойные годы жизни композитора, демонстрирует уже во многом философское отношение Шостаковича к действительности, к ее конфликтам и противостояниям. Композитор создает Концерт в Доме творчества в Репино, где он часто уединялся в период активной работы над тем или иным сочинением. Создание Концерта показывает, насколько по-новому композитор решает для себя творческую задачу, одновременно сохраняя исторически сложившиеся жанровые черты. Сонатное allegro в первой части традиционно построено как драматический диалог-размышление солиста и окружающей действительности, где солирующая скрипка безусловно преобладает. Здесь композитор использует темы из раннего сочинения (тема вступления звучала в поэме «Казнь Степана Разина»), цитирует в среднем разделе мелодию песенки «Купите бублики», проводит монограмму свою (DSCH) и Давида Ойстраха (DADSAH).
Вторая часть Adagio обращается к миру субъективно-лирических переживаний, оно наполнено аскетизмом, благородством и одновременно сердечной теплотой. Финал, без перерыва следующий за второй частью и начинающийся с медленного раздела, как бы подчеркивает естественность перехода от одного состояния к другому, тем более, что здесь начинают возникать уже знакомые темы первой части. Но следующий затем стремительный, с характерным для композитора гротесковым оттенком, динамичный финал заставляет совершенно иначе осмыслит цикл в целом.
В Концерте Шостакович демонстрирует использование приемов новаторской додекафонной техники, приобретающей у него не технический, но высокохудожественный смысл. К ее приемам композитор нередко обращается в произведениях этих лет. Начальная тема финала, построенная на 12 тонах, превращается в развернутую интонацию вопроса, ответом на который становится вся заключительная часть сочинения.
 Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского (1840-1893) си-бемоль минор (1875) безоговорочно может быть отнесен к числу самых исполняемых в мировой музыкальной практике сочинений. Сейчас даже трудно себе представить, что в свое время он вызвал непонимание со стороны Н.Г. Рубинштейна, которому собирался посвятить новое произведение Чайковский и который объявил концерт «непригодным для исполнения». Первым исполнителем Концерта (это произошло в США, в Бостоне) стал Ганс фон Бюлов — выдающийся немецкий пианист, ученик Ф. Листа, которому и посвящено сочинение. В России же первым исполнителем Концерта был С.И. Танеев. В одном из писем он назвал сочинение первым русским фортепианным концертом.
В своем сочинении Чайковский использовал несколько народных тем, в том числе украинских. В первой части Концерта (Allegro non troppo e molto maestoso) в главную партию он ввел напев лирников, который слышал на Украине. Финал Концерта (Allegro con fuoco) композитор построил также на украинской плясовой песне «Выйди, выйди, Иваньку». По воспоминаниям брата Модеста Ильича Чайковского, во вторую часть Концерта (Andantino semplice. Prestissimo. Tempo primo) композитор ввел французскую песню, которую часто напевали его младшие братья.
Сочинение Чайковского принадлежит к числу самых светлых и самых торжественных среди все фортепианных концертов. Открывающие первую часть Концерта мощные аккорды, яркая гимническая тема, звучащие и у оркестра, и у солиста, создают тот особый, приподнятый характер, который сохраняется на протяжении всей части, оттеняясь другими темами. Вторая (медленная) часть привносит лирический нюанс, возникающий благодаря теме, напоминающей колыбельную. Финал Чайковский традиционно решает как картину всеобщего веселья, хоровод народно-жанровых мелодий, логично венчающий Концерт.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин