Дж. Верди - Л. Басси (1833-1871) Фантазия на темы из оперы "Риголетто".
Й. Видманн (р.1973) Фантазия для кларнета соло.
Ф. Пуленк (1899-1963) Соната для кларнета и фортепиано FP 184.
Никита Лютиков (кларнет)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение
И.С. Бах (1685-1750) Партита №2 до минор.
С. Прокофьев (1891-1953) Соната №7 для фортепиано, ор.83.
Андрей Телков (фортепиано)
О программе концерта
Известный итальянский кларнетист и композитор Луиджи Басси (1833-1871) получил известность, благодаря созданным им фантазиям на оперные темы для кларнета и фортепиано. Музыкант не только играл в оркестре, но и выступал как солист, в связи с чем и появились многочисленные фантазии и вариации на темы из опер Дж. Верди, В. Беллини, Г. Доницетти. Фантазия на темы «Риголетто», одной из самых популярных опер Верди, основана на наиболее ярких, известных мелодиях сочинения, которые в переложении для кларнета приобретают новые смысловые и выразительные оттенки.
Йорг Видманн – молодой немецкий кларнетист и композитор (он родился в 1973 году) уже широко известен своими произведениями в разных жанрах – операми, камерно-инструментальными ансамблями, концертами и др. Неудивительно, что произведения для кларнета – основного инструмента музыканта – занимают в них важное место. Написанная в 1993 году Фантазия для кларнета раскрывает современный подход и к самому жанру фантазии, и к приемам инструментального исполнительства.
Франсиса Пуленка (1899-1963) называют одним из наиболее обаятельных французских композиторов ХX века. Самый молодой из знаменитой «Шестерки», он стал и самым известным ее представителем. Д. Мийо писал: «Пуленк — это сама музыка, я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью». Композитором создано около 150 произведений: оперы, кантаты, хоровые циклы, песни. Соната для кларнета и фортепиано (1962) — одно из последних сочинений композитора, ставшее репертуарным. Эта соната создавалась как вторая в цикле сонат композитора для духовых инструментов и фортепиано: в 1956 году Пуленк написал Сонату для флейты, а в 1962 - Сонату для гобоя. Соната для кларнета посвящена памяти Артюра Онеггера (1892—1955). Традиционный трехчастный цикл (Allegro tristamente – Romanza - Allegro con fuoco) трактован композитором весьма изобретательно и виртуозно, особенно выразительна вторая часть – Романс, в котором отчетливо слышны национальные элементы.
В творчестве выдающегося немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) жанр партиты (итальянское название сюиты) встречается довольно часто. Композитор и его современники использовали термин «партита» для обозначения инструментальных циклов разнообразного характера. Они построены как последовательность ряда пьес, включая, в том числе, несколько старинных танцев: Sinfonia («гармония»)– Аллеманда (старинный немецкий медленный танец) – Куранта (французский спокойный танец) – Сарабанда (старинный испанский танец) – Рондо – Каприччио. Исполняемая в концерте Партита до минор принадлежит к числу самых известных сочинений композитора, в полной мере передающая характерные черты его клавирной музыки.
Жанр фортепианной сонаты представлен в творчестве С.С. Прокофьева (1891-1953) яркими, виртуозными сочинениями, тесно связанными с сочинениями других жанров. Фортепианная соната № 7 B-dur, над которой композитор работал в период 1939-1942 годов, открывает триаду последних его сонат. Она была впервые исполнена 18 января 1943 года в Москве Святославом Рихтером. Три основные образные сферы произведения: драматизм и мучительная боль первой части с ее контрастом состояний (Allegro inquieto – Andantino – Allegro), по-прокофьевски светлая лирика второй (Andante caloroso), яростная сила и энергия третьей (Precipitato, т.е. «стремительно») заключенной в рамки токкаты, идущей в необычном размере 7/8. Невероятная техническая сложность, виртуозный блеск, многопластовая фактура приближают сонату по содержанию к масштабным симфоническим полотнам Прокофьева.
Профессор З.М.Гусейнова.
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин