05
ноября
Четверг
18:30
2015
Стоимость билетов:
200-250 руб.
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Нижний Новгород, Кремль, 2
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (831) 439-11-87
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
I отделение

В.А.Моцарт (1756-1791). Концерт №2 для флейты с оркестром Ре мажор K.314

Солист – лауреат международных конкурсов
Самат Мидетов (флейта)

Й.Гайдн (1732-1809). Концерт для виолончели с оркестром Ре мажор

Солист – лауреат международных конкурсов
Владимир Орлов (виолончель)
II отделение

Ф.Лист (1811-1886). Симфоническая поэма «Прелюды»
Ф.Лист (1811-1886). Концерт №2 для фортепиано с оркестром Ля мажор S.125

Солист – лауреат международного конкурса
Дмитрий Норбутас (фортепиано)

Академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии

Художественный руководитель и главный дирижер - Народный артист России Александр Скульский

Дирижер – Народный артист России Александр Скульский

IN ENGLISH

О программе концерта

Вольфганг Амадей Моцарт – один из самых блистательных композиторов мирового музыкального искусства, представитель венской классической школы, творчество которого определило пути развития музыки на все последующие времена. Моцарт работал во всех музыкальных жанрах, в каждом из них достигнув небывалых высот. Он выступил, среди прочего, и как создатель классической формы концерта для солирующего инструмента с оркестром, написав множество сочинений для разных инструментов, отразивших блестящее мастерство Моцарта-симфониста и раскрывших художественные и технические возможности инструмента.
Моцарту, наряду с И. Гайдном, сужено было сыграть особую роль в развитии флейты как солирующего инструмента, хотя отношения с этим инструментом складывались не просто. Долгое время Моцарт утверждал, что не любит флейту, считая, что ее интонация не будет точной, что у нее недостаточно возможностей, чтобы раскрыть художественный замысел произведения. Однако, созданные им же сочинения убедительно опровергают подобный взгляд: произведения уже при жизни композитора входили в репертуар исполнителей и сохраняют свое значение поныне. Свой Концерт для флейты с оркестром № 2 Ре мажор Моцарт написал в 1778 году, сохранив традиционную трехчастную форму с соотношением частей по принципу образного и темпового контраста (I. Allegro aperto. II. Adagio non troppo. III. Rondo. Allegretto). Как всегда, Моцарт достигает художественного равновесия в соотношении сольной и оркестровой партий, поручая флейте чарующее, «волшебное» звучание и дополняя ее выразительной партией оркестра.
Среди многочисленных инструментальных сочинений выдающегося австрийского композитора Йозефа Гайдна особняком стоят два его Концерта для виолончели с оркестром До мажор и Ре мажор. Второй из них был написан в 1784 году и по праву считается одним из лучших образцов концертного жанра в наследии композитора. Великолепное инструментальное мышление, знание выразительных возможностей инструментов в их солирующем и ансамблевом вариантах, умение соотнести звучание групп оркестра и представить их в идеальных пропорциях, «игра» инструментальными тембрами – все это ярко проявилось и в виолончельном концерте. Использование устойчивой трехчастной формы (Allegro moderato - AdagioRondo. Allegro) не сковывает фантазии музыканта, в устойчивых рамках концертного цикла ему удается воплотить и драматизм, и сумеречно-лирические настроения, и жанровые сценки.
В течение нескольких лет выдающийся венгерский композитор, пианист, дирижер Ференц Лист работал над одной из лучших своих одночастных симфонических поэм, которой в 1854 году дал название «Прелюды», заимствовав его из стихотворения французского поэта А. Ламартина и создав на его основе программу сочинения: «Чем иным является наша жизнь, как не серией Прелюдий к тому неведомому напеву, первую и торжественную ноту которого интонирует смерть?». Картины жизни, составившие сущность музыкального воплощения — это череда жизненных фрагментов, ярко и убедительно отраженных в различных жанровых эпизодах. Мы слышим марш, пасторальную сценку, разбушевавшуюся стихию, лирическое высказывание, но через все эпизоды сквозной темой проходит начальная краткая интонация-вопрос. Из нее проистекают остальные темы сочинения, словно давая разные ответы на этот основной вопрос.
Два фортепианных концерта Ференца Листа относятся к числу новаторских сочинений, раскрывающих особенности, отличающие современное романтическое направление жанра. Первые наброски Концерта № 2 датируются 1839-1840 годами, они выполнены в период активных европейских выступлений Листа как пианиста. В начальных вариантах произведение называлось «Симфоническим концертом». Затем на несколько лет работа над Концертом была отложена, хотя периодически Лист возвращался к сочинению. Лишь в 1861 году была создана окончательная редакция произведения, которое композитор посвятил своему ученику Гансу фон Бронсарту, исполнившему впервые Концерт вместе с Листом.
Концерт написан в характерной для Листа масштабной одночастной форме, приближающейся по характеру к симфонической поэме. Он менее виртуозен, чем его же Концерт № 1, но более оригинален. Особенностью Концерта № 2 становится, в частности, то, что солирующее фортепиано здесь подчас выступает как аккомпанирующее инструментам оркестра. В Концерте отчетливо выделяются шесть разделов, в которых последовательно преобразуется основная тема, возникающая в первых тактах: 1. Adagio sostenuto assai, начинающееся с аккордов оркестра, сразу обозначает конфликтность основных элементов темы; 2. Allegro agitato assai: лирико-драматический Allegro agitato assai – быстрый эпизод, приближающийся по характеру к скерцо; 3. Allegro moderato –лирический раздел, где господствуют то героико-трагические, то возвышенно-лирические настроения, насыщенный каденционными эпизодами сольного инструмента; 3. Allegro moderato — раздел, в котором преобладают сумрачные тона, здесь выделяется солирующая виолончель, исполняющая выразительную тему в традициях, близких итальянскому бельканто; 4. Allegro deciso предстает как виртуозная, технически сложнейшая часть сочинения, обозначающая одну из кульминационных зон;  5. Marziale un poco meno аllegro – активный маршевый раздел, где тема предстает в преобразованном виде, приобретая новые оттенки звучания; 6. Allegro animatio – Stretto звучит как финал, венчающий произведение и утверждающий его активный, действенный характер.
Проф.З.М.Гусейнова

Кассы и билеты

Режим работы кассы:
11.00-19.00 (обед 14.00-14.30)
+7 (831) 439-11-97

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Владимир Орлов