05
октября
Среда
19:00
2022
Стоимость билетов:
350-400 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт

ФИНАЛИСТЫ ПРОЕКТА "РЕКА ТАЛАНТОВ"

В.А. Моцарт (1756-1791). Увертюра к опере "Похищение из сераля" KV384

В.А. Моцарт (1756-1791).
Концерт №2 для флейты с оркестром ре мажор KV314

Солистка – лауреат международных конкурсов
Арина Туренко (флейта)
II отделение

С. Прокофьев (1891-1953).
Концерт №3 для фортепиано с оркестром до мажор ор.26

Солистка – лауреат международного конкурса
Анна Алексеева-Месснер (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

Вольфганг Амадей Моцарт – один из самых блистательных композиторов мирового музыкального искусства, представитель венской классической школы, творчество которого определило пути развития музыки на все последующие времена. Оперу «Похищение из сераля» он создал в 1782 году, незадолго до своей женитьбы, и новое сочинение во многом несло на себе отсвет душевного состояния ее автора. События оперы разворачиваются в Турции в XVI веке, они соответствовали интересу, который испытывали европейцы в это время ко всему экзотическому. Увертюра отражает «турецкий сюжет»: композитор для подчеркивания колорита усиливает группу ударных инструментов, вводя треугольник, барабан, литавры. Передавая в целом комическое содержание оперы, увертюра несет в себе и лирическое начало, используя темы, звучащие в дальнейшем по ходу действия.

В. А. Моцарт работал во всех музыкальных жанрах, в каждом из них достигнув небывалых высот. Он выступил, среди прочего, и как создатель классической формы концерта для солирующего инструмента с оркестром, написав множество сочинений для разных инструментов, отразивших блестящее мастерство Моцарта-симфониста и раскрывших художественные и технические возможности каждого из инструментов. Моцарту, наряду с И. Гайдном, сужено было сыграть особую роль в развитии флейты как солирующего инструмента, хотя отношения с этим инструментом складывались не просто. Долгое время Моцарт утверждал, что не любит флейту, считая, что ее интонация не будет точной, что у нее недостаточно возможностей, чтобы раскрыть художественный замысел произведения. Однако, созданные им же сочинения убедительно опровергают подобный взгляд: произведения уже при жизни композитора входили в репертуар исполнителей и сохраняют свое значение поныне. Концерт для флейты с оркестром № 2 Ре мажор Моцарт написал в 1778 году, сохранив традиционную трехчастную форму с соотношением частей по принципу образного и темпового контраста (I. Allegro aperto. II. Adagio ma non troppo. III. Allegretto). Как всегда, Моцарт достигает художественного равновесия в соотношении сольной и оркестровой партий, поручая флейте чарующее, «волшебное» звучание и дополняя ее выразительной партией оркестра.

Фортепианные концерты С.С. Прокофьева обозначили новою эпоху в развитии этого жанра. Каждое из пяти законченных сочинений композитора, созданных в разные годы, становилось событием в пианистическом искусстве ХХ столетия, хотя и не все они были приняты сразу. Но, завоевав признание, каждый из концертов входил в репертуар ведущих исполнителей мира. Так произошло и с Третьим концертом, созданном в 1921 году, когда композитор жил во Франции. Б.В. Асафьев писал, что в концерте «исключительно богатое дарование Прокофьева достигло той ступени развития и полноты выражения, на которой совмещаются неостывший пыл юношеского темперамента с наступающей мужественной зрелостью и мудростью».
Концерт написан как трехчастный цикл, где, однако, каждая из частей нарушает традицию. Начало первой части (Andante–Allegro) – возвышенное solo кларнета – затем резко переходит в динамичную, волевую главную тему, которая и определяет эмоциональный строй всей части. Вторая часть решена Прокофьевым как Тема с вариациями. В качестве темы композитор избирает галантный гавот – танец, который когда-то вошел в его Классическую симфонию. Тема в каждой из вариаций бесконечно меняется, приобретая разнообразное звучание: здесь слышны то саркастичные, то сказочные, то плясовые оттенки. И лишь в конце части тема возвращается в первоначальном виде. Финал (Allegro ma non troppo) по характеру близок первой части. Его настроение перекликается со знаменитой «Скифской сюитой» композитора: та же дикая, необузданная сила и безграничная мощь, соседствующие с темпераментной лирикой.
Константин Бальмонт в 1922 году создал сонет «Третий концерт», передающий его ощущения от услышанного произведения Прокофьева: 
Ликующий пожар багряного цветка,
Клавиатура снов играет огоньками,
Чтоб огненными вдруг запрыгать языками
Расплавленной руды взметенная река.
Мгновенья пляшут вальс. Ведут гавот века.
Внезапно дикий бык, опутанный врагами,
Все путы разорвал и стал, грозя рогами.
Но снова нежный звук зовет издалека.
Из малых раковин воздвигли замок дети,
Балкон опаловый оточен и красив.
Но, брызнув бешено, все разметал прилив.
Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете,
В тебе востосковал оркестр о звонком лете,
И в бубен Солнца бьет непобедимый Скиф.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин