05
октября
Среда
19:00
2016
Стоимость билетов:
300-500 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
I отделение

А. Дворжак (1841-1904). 4 романтические пьесы ор.75
М. Равель (1875-1937). Соната №2 для скрипки и фортепиано соль мажор M.77

II отделение

Р. Вагнер (1813-1883)-А.Вильгельми (1845-1908). Листок из альбома
Р. Штраус (1864-1969). Соната для скрипки и фортепиано op.18

Солист – лауреат международных конкурсов
Никита Борисоглебский (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Филипп Копачевский

IN ENGLISH

О программе концерта

Композитора Антонина Дворжака называют одним из основоположников национальной музыкальной культуры Чехии. Все его творчество пронизано фольклорными песенными и танцевальными интонациями, народные напевы определили строй и характер многих его сочинений. Большинству слушателей Дворжак известен как автор знаменитой симфонии «Из Нового света» и Виолончельного концерта. Однако самой большой привязанностью композитора были камерно-инструментальные сочинения, среди которых завоевали особую популярность Романтические пьесы для скрипки и фортепиано, созданные в 1887 году. Поводом для создания стало желание Дворжака написать нетрудное произведение для совместного музицирования с приятелями–любителями. Сначала появилось Трио, на основе которого в дальнейшем были созданы Романтические пьесы. В четырех разнохарактерных миниатюрах (1.Allegro moderato, си-бемоль мажор. 2. Allegro maestoso, ре минор. 3. Allegro appassionato, си-бемоль мажор. 4. Larghettoсоль минор)сохранились черты цикличности, они соединены по принципу контраста и связаны сквозными интонациями.
Французский композитор, пианист и дирижер Морис Равель, продолжатель традиций импрессионизма, привнес в свое искусство яркую национальную тему. Большая роль в музыке Равеля отведена многообразным танцевальным, моторным ритмам. Проявляются они и в Сонате для скрипки и фортепиано, законченной в 1927 году, где преобладают светлые, пасторальные тона. Композитор предстает в Сонате как мастер лирического повествования (1. Allegretto), элегантного танца (2. Blues. Moderato), активной моторики (3. Perpetuum mobile. Allegro). Равель чрезвычайно разнообразит жанровые черты Сонаты, привнося новые, характерные для современности, музыкальные элементы и усиливая столь значимое для него испанское начало. Так,  вторая часть обозначена композитором как «Блюз», где важен элемент импровизационности, имитации гитарного звучания, а третья часть – это безостановочное «вечное движение» шестнадцатыми нотами. Свою Сонату Равель посвящает Элен Журдан-Моранж, французской скрипачке, исполнительнице сочинения.
В музыкальной жизни Германии конца XIX – первой половины ХХ века искусству Рихарда Штрауса отведено одно из наиболее значимых мест. Среди современников он получил известность как продолжатель традиций европейского программного симфонизма; собственную творческую позицию он уже в зрелые годы определил следующим образом: «Я не выношу трагической атмосферы современности. Мне хочется создавать веселое. Это моя потребность». Работая в разных жанрах, Штраус всегда стремился, даже в драматических эпизодах, усиливать оптимистическое начало. Основные достижения композитора связаны с жанрами оперы (наибольшую известность получили «Саломея», «Электра», «Кавалер розы») и симфонической поэмы («Тиль Уленшпигель», «Дон Кихот», «Смерть и просветление»). Но и разнообразные инструментальные сочинения Штрауса вошли в число репертуарных. Среди них — ранняя Скрипичная соната Es-dur, которую композитор написал в 1887-1888 гг. Лирико-драматическая по содержанию, Соната последовательно раскрывает сюжетное повествование, одновременно предъявляя серьезные технические требования к исполнителям обеих партий. Следуя классической схеме, Штраус создает трехчастную композицию (I. Allegro ma non troppo. II. Improvisation - Andante cantabile. III. Finale - AndanteAllegro), где, однако, за внешней традиционностью стоит новое отношение к звуковой атмосфере, желание передать во многом личные взгляды и переживания, раскрыть в партии солирующей скрипки волнующий образ «далекой возлюбленной». Центральное место в Сонате занимает вторая медленная часть, напевность которой дополняется новым оттенком импровизационности, словно подчеркивающей сиюминутность раскрываемых чувств. Яркий финал, соединяющий медленный и динамичный эпизоды, подчеркивает оптимистичность общего звучания произведения.
Центральным жанром в наследии выдающегося немецкого композитора Рихарда Вагнера является опера. Созданные композитором «Лоэнгрин», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Кольцо нибелунга» и другие сочинения были и остаются величайшими в истории мировой музыкальной культуры. Однако, наряду с оперой, композитор обращался и к другим жанрам, в том числе — к фортепианной миниатюре, как правило, создаваемой «по случаю». Так обстояло и с задушевной, лирической пьесой «Листок из альбома для фрау Бетти Шотт», написанной в 1875 году как благодарность даме за ее богатый дар для Театра в Байрейте. Пьеса сейчас известна в свободной обработке для скрипки и фортепиано, выполненной одним из крупнейших европейских скрипачей второй половины XIX века А. Вильгельми.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин