04
декабря
Среда
19:00
2019
Стоимость билетов:
500-800 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Л. ван Бетховен (1770-1827).
Cоната № 9 для скрипки и фортепиано «Крейцерова соната» op. 47

II отделение

Ф. Шуберт (1797-1828).
Блестящее рондо для скрипки и фортепиано си минор op.70 D895
Б. Барток (1881-1945).
Соната №1 для скрипки и фортепиано до-диез минор BB84

 

Солист – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Смирнов (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

ENGLISH

О программе концерта

В богатейшем наследии немецкого композитора, представителя венской классической школы Людвига ван Бетховена произведения для скрипки занимают весьма значительное место. Среди них выделяются 10 сонат для скрипки и фортепиано, большая часть которых относится к раннему периоду творчества музыканта (1795-1802 годы). Обращаясь к жанру классической инструментальной сонаты, Бетховен проявляет неистощимую фантазию и изобретательность. Он стремится расширить традиционную форму, в результате сонатный цикл, приобретая масштабность и значительность, приближается к симфоническому.
Одним из самых известных скрипичных сочинений Бетховена стала Соната № 9 ля мажор, созданная в 1803 году и посвященная французскому скрипачу Родольфо Крейцеру. Бетховен отмечал: «Крейцер — хороший, милый человек, доставивший мне много удовольствия во время своего пребывания в Вене. Его естественность и отсутствие претензий мне милее, чем лишенный внутреннего содержания внешний лоск большинства виртуозов». Необычность ситуации заключалась в том, что Крейцер никогда не играл этого бетховенского сочинения, но название «Крейцерова соната» за ним сохранилось.
Композитор, создавая классическую трехчастную сонату для скрипки и фортепиано, избирает трудный путь соединения инструментов: здесь фортепиано не является лишь аккомпанирующим для скрипки, инструменты равноправны и на протяжении всего сочинения ведут свой драматический диалог.
Облик «Крейцеровой сонаты» получил необычное развитие в знаменитой одноименной повести Л.Н. Толстого. Известный русский музыкант Н.Г. Рубинштейн вспоминал: «Однажды граф Толстой обратился ко мне с вопросом: какое из ансамблевых произведений для скрипки и фортепиано является, по моему мнению, самым значительным. Я тотчас ответил: думаю, что соната Бетховена, ор. 47, так называемая “Крейцерова соната”». Она и определила суть сочинения Толстого, хотя описание бетховенской сонаты в повести не вполне соответствует ее действительному звучанию. Своеобразным продолжением образа бетховенской сонаты стал Струнный квартет № 1 чешского композитора Леоша Яначека, написанный в 1923 году уже по повести Л.Н. Толстого.
 
В 1826 году выдающийся немецкий композитор Франц Шуберт создает одно из немногих своих сочинений для дуэта скрипки и фортепиано — Блестящее рондо си минор, предназначая его для чешского скрипача-виртуоза Йозефа Славика (1806-1833). Искусство этого музыканта в полной мере оценили Н. Паганини и Ф. Шопен, ему прочили блестящее будущее. Яркое романтическое сочинение, созданное Ф. Шубертом для Й. Славика, отвечало высоким требованиям скрипичного мастерства, а его свободная композиция открывала большие возможности для исполнителя. В Блестящем рондо медленное вступление (Andante) подготавливает введение стремительной темы-рефрена (Allegro), многократное проведение которого оттеняется выразительными эпизодами.
 
С творчеством венгерского композитора Белы Бартока связана целая эпоха в развитии национальной культуры его страны и одна из неповторимых страниц европейской музыки. Самобытный и яркий художник, Барток, подобно русским композиторам И. Ф. Стравинскому и С. С. Прокофьеву, смело нарушал устоявшиеся традиции, бесконечно расширял образный и жанровый строй сочинений, выдвигая новаторские художественные решения. Наряду с занятиями композицией, он много времени уделял собиранию и изучению венгерских народных мелодий, создав новое направление в европейской фольклористике. Народное искусство стало и мощной основой его творений, сделав тем самым венгерские песни и танцы общезначимым музыкальным элементом. Обращаясь преимущественно к инструментальным жанрам, Б. Барток написал ряд самобытных музыкальных композиций, открывающих возможность по-новому воспринимать традиционные инструменты.
В 1920-е годы композитор создает две Сонаты для скрипки и фортепиано, обозначившие новый этап в трактовке жанра. В Сонате № 1, завершенной в 1921 году, Б. Барток отказывается от выразительной скрипичной кантилены, вводя в свои сочинения непривычные темы, наполненные резкими скачками и прихотливым ритмом, во многом отражающими приемы исполнительства на венгерских народных инструментах. Образное решение Сонаты напоминает Венгерские рапсодии Ф. Листа, где господствует стихия народного танца, преобладает импровизационное начало. Первая часть Сонаты Allegro appassionato по напряженности и накалу страстей вполне отвечает авторской ремарке. Причудливый тематизм, богатая метроритмическая палитра во многом способствуют созданию ощущения свободной концертной формы. Композитор широко использует многочисленные тембровые эффекты, вводя флажолеты, тремоло у подставки и другие приемы. Вторая часть Adagio решена Б. Бартоком иначе: в ней преобладают мечтательные настроения, которые заложены изначально в теме солирующего инструмента и многократно преобразовываются в дальнейшем. Финал Allegro по масштабности и напряженности звучания подчиняет себе первые части сочинения. Характерная танцевальность здесь приобретает демонические черты, особенно ярко проявляющиеся в первой теме. Не вносит спокойствия и вторая тема, написанная в духе пастушьего наигрыша, далее она сменяется гротескной третьей темой. Все три темы, многократно трансформирующиеся в процессе мощного развития, создают яркий, почти живописный эффект разгула темных сил. Сонату композитор посвятил первой исполнительнице сочинения Джелли д’Араньи (1893–1966), продолжательнице исполнительских традиций своего деда, выдающегося виртуоза Йозефа Иоахима.
 
Профессор З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин