Д. Шостакович (1906-1975) Прелюдии ор.34
(переложение для скрипки и фортепиано Д.Цыганова):
№10 до-диез минор
№15 ре-бемоль мажор
№16 си-бемоль минор
№24 ре минор
С. Прокофьев (1891-1953) Соната №2 для скрипки и фортепиано ре-мажор ор.94 bis
Исполняет лауреат международных конкурсовМарьяна Осипова (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Анна Одинцова
II отделение
Л. Бетховен (1770-1827) Соната №4 для виолончели и фортепиано до-мажор op. 102 №1
C. Прокофьев (1891-1953) Соната для виолончели и фортепиано до-мажор ор. 119
Александр Рамм (виолончель)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Анна Одинцова
О программе концерта
Прелюдии для фортепиано ор. 34 были написаны Д.Д. Шостаковичем в период с 30 декабря 1932 года по 2 марта 1933 года. Идея сочинения обуславливалась желанием композитора, с одной стороны, представить в рамках 24-частного цикла галерею разнообразных художественных образов и ситуаций, с другой — объединить их, вслед за Ф. Шопеном и А.Н. Скрябиным, традиционным тональным кругом, где любая пьеса вытекает из предыдущей и переходит в последующую. В каждой из 24 прелюдий композитор словно стремится передать пестроту жизненных впечатлений: нежное чувство, сарказм, драматическую сценку, для каждой находит свои приемы выразительности и жанровые модели. 19 прелюдий из цикла были переложены для скрипки и фортепиано выдающимся скрипачом, профессором Московской консерватории Д. М. Цыгановым.
Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева (1891-1953) открыло одну из самых ярких страниц мировой музыкальной культуры ХХ века. Автор множества сочинений самых разнообразных жанров, создатель нового направления в музыке, Прокофьев оказал мощное влияние на искусство отечественных и зарубежных композиторов-современников. Соната для скрипки и фортепиано (соч. 94 bis) Прокофьева обрела свое дополнительное обозначение («bis»), поскольку представляла собой транскрипцию Сонаты для флейты и фортепиано, созданной в годы войны. Первое исполнение сочинения Николаем Харьковским и Святославом Рихтером состоялось в декабре 1943 года. Выдающийся скрипач Давид Ойстрах, услышав флейтовую cонату, предложил композитору сделать ее скрипичную версию. «Это оказалось нетрудной работой, – писал Прокофьев, – так как выяснилось, что партия флейты удобно складывается для скрипичной техники. Количество изменений в партии флейты было минимальное, и они коснулись главным образом штрихов. Фортепианная партия осталась неизменной». Уже в июне 1944 года Ойстрах исполнил Сонату вместе c Львом Обориным, и с тех пор произведение получило известность именно как скрипичное. В Сонате отчетливо проявляются характерные черты стиля Прокофьева этих лет; он создает монументальное четырехчастное полотно, о чем сам Прокофьев писал: «Музыку надо сочинять большую, где замысел и техническое выполнение соответствовали бы размаху эпохи». Не случайно композитор одновременно с Сонатой работал над оперой «Война и мир». В Сонате лирическое начало господствует в первой части (Moderato), и затем оно предстает в третьей части (Andante), контрастом по отношению к ним обеим возникает вторая часть (Скерцо), наполненное столь характерными для Прокофьева гротесковыми интонациями. Стремительный финал (Allegro con brio) драматургически и эмоционально завершает сочинение.
Работу над Сонатой для виолончели и фортепиано С.С. Прокофьев заканчивает в 1949 году, создав одно из самых исполняемых сочинений виолончельного репертуара. Впервые о Сонате написал друг Прокофьева композитор Н.Я. Мясковский, отметивший в своем дневнике: «Вчера Ростропович и Рихтер играли открыто Виолончельную сонату Прокофьева — первоклассное, изумительное произведение». Сонатный цикл выстраивается как непрерывная устремленность к финалу, где медленная первая часть (Andante grave), основанная на распевной, во многом возвышенной теме, переходит в небыструю вторую часть (Moderato). Здесь в калейдоскопе образов словно мелькают знакомые персонажи из «Ромео и Джульетты», «Пети и волка» и других произведений автора. Но в середине части Прокофьев вводит кантиленный раздел, будто открывая возможность исполнителям и слушателям для лирического размышления. Завершающий энергичный финал (Allegro ma non troppo) направленно движется к коде как эпилогу всего произведения.
Соната для виолончели и фортепиано Людвига ван Бетховена №4 – одна из пяти виолончельных сонат, написанных композитором. Ее создание датируется 1815 годом, периодом, когда композитор уже потерял слух. Бетховен посвящает ее графине Марии фон Эрдёди. В бетховенской рукописи Четвертая соната сопровождается авторской ремаркой «Свободная», определяющей особенности формы произведения: композитор в своем сочинении отходит от классических канонов сонатного цикла, не ставя указания частей, но выделяя разделы уточнениями темпа и характера. Вступительное Andante и Allegro vivace образуют условно первую часть, а Adagio, Tempo d'Andante и Allegro vivace — развернутую вторую часть. Свободная композиция Четвертой сонаты позволяет Бетховену создать цельный драматический образ, предстающий в разных ситуациях. Выразительная мелодика, яркая гармония, насыщенная виолончельная и фортепианная фактура обеспечивают камерному сочинению почти симфоническое звучание, достигающее в кульминациях небывалой силы.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин