04
сентября
Среда
19:00
2013
Стоимость билетов:
250-300 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

Д. Шостакович (1906-1975) Прелюдии ор.34
(переложение для скрипки и фортепиано Д.Цыганова):
№10 до-диез минор
№15 ре-бемоль мажор
№16 си-бемоль минор
№24 ре минор

С. Прокофьев (1891-1953) Соната №2 для скрипки и фортепиано ре-мажор ор.94 bis

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Марьяна Осипова (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Анна Одинцова
II отделение

Л. Бетховен (1770-1827) Соната №4 для виолончели и фортепиано до-мажор op. 102 №1
C. Прокофьев (1891-1953) Соната для виолончели и фортепиано до-мажор ор. 119

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Рамм (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Анна Одинцова

О программе концерта

Прелюдии для фортепиано ор. 34 были написаны Д.Д. Шостаковичем в период с 30 декабря 1932 года по 2 марта 1933 года. Идея сочинения обуславливалась желанием композитора, с одной стороны, представить в рамках 24-частного цикла галерею разнообразных художественных образов и ситуаций, с другой — объединить их, вслед за Ф. Шопеном и А.Н. Скрябиным, традиционным тональным кругом, где любая пьеса вытекает из предыдущей и переходит в последующую. В каждой из 24 прелюдий композитор словно стремится передать пестроту жизненных впечатлений: нежное чувство, сарказм, драматическую сценку, для каждой находит свои приемы выразительности и жанровые модели. 19 прелюдий из цикла были переложены для скрипки и фортепиано выдающимся скрипачом, профессором Московской консерватории Д. М. Цыгановым.
Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева (1891-1953) открыло одну из самых ярких страниц мировой музыкальной культуры ХХ века. Автор множества сочинений самых разнообразных жанров, создатель нового направления в музыке, Прокофьев оказал мощное влияние на искусство отечественных и зарубежных композиторов-современников. Соната для скрипки и фортепиано (соч. 94 bis) Прокофьева обрела свое дополнительное обозначение («bis»), поскольку представляла собой транскрипцию Сонаты для флейты и фортепиано, созданной в годы войны. Первое исполнение сочинения Николаем Харьковским и Святославом Рихтером состоялось в декабре 1943 года. Выдающийся скрипач Давид Ойстрах, услышав флейтовую cонату, предложил композитору сделать ее скрипичную версию. «Это оказалось нетрудной работой, – писал Прокофьев, – так как выяснилось, что партия флейты удобно складывается для скрипичной техники. Количество изменений в партии флейты было минимальное, и они коснулись главным образом штрихов. Фортепианная партия осталась неизменной». Уже в июне 1944 года Ойстрах исполнил Сонату вместе c Львом Обориным, и с тех пор произведение получило известность именно как скрипичное. В Сонате отчетливо проявляются характерные черты стиля Прокофьева этих лет; он создает монументальное четырехчастное полотно, о чем сам Прокофьев писал: «Музыку надо сочинять большую, где замысел и техническое выполнение соответствовали бы размаху эпохи». Не случайно композитор одновременно с Сонатой работал над оперой «Война и мир». В Сонате лирическое начало господствует в первой части (Moderato), и затем оно предстает в третьей части (Andante), контрастом по отношению к ним обеим возникает вторая часть (Скерцо), наполненное столь характерными для Прокофьева гротесковыми интонациями. Стремительный финал (Allegro con brio) драматургически и эмоционально завершает сочинение.
Работу над Сонатой для виолончели и фортепиано С.С. Прокофьев заканчивает в 1949 году, создав одно из самых исполняемых сочинений виолончельного репертуара. Впервые о Сонате написал друг Прокофьева композитор Н.Я. Мясковский, отметивший в своем дневнике: «Вчера Ростропович и Рихтер играли открыто Виолончельную сонату Прокофьева — первоклассное, изумительное произведение». Сонатный цикл выстраивается как непрерывная устремленность к финалу, где медленная первая часть (Andante grave), основанная на распевной, во многом возвышенной теме, переходит в небыструю вторую часть (Moderato). Здесь в калейдоскопе образов словно мелькают знакомые персонажи из «Ромео и Джульетты», «Пети и волка» и других произведений автора. Но в середине части Прокофьев вводит кантиленный раздел, будто открывая возможность исполнителям и слушателям для лирического размышления. Завершающий энергичный финал (Allegro ma non troppo) направленно движется к коде как эпилогу всего произведения.
Соната для виолончели и фортепиано Людвига ван Бетховена №4 – одна из пяти виолончельных сонат, написанных композитором. Ее создание датируется 1815 годом, периодом, когда композитор уже потерял слух. Бетховен посвящает ее графине Марии фон Эрдёди. В бетховенской рукописи Четвертая соната сопровождается авторской ремаркой «Свободная», определяющей особенности формы произведения: композитор в своем сочинении отходит от классических канонов сонатного цикла, не ставя указания частей, но выделяя разделы уточнениями темпа и характера. Вступительное Andante и Allegro vivace образуют условно первую часть, а Adagio, Tempo d'Andante и Allegro vivace — развернутую вторую часть. Свободная композиция Четвертой сонаты позволяет Бетховену создать цельный драматический образ, предстающий в разных ситуациях. Выразительная мелодика, яркая гармония, насыщенная виолончельная и фортепианная фактура обеспечивают камерному сочинению почти симфоническое звучание, достигающее в кульминациях небывалой силы.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Марьяна Осипова