04
июня
Среда
20:00
2025
Стоимость билетов:
700 - 1000 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

Ф. Пуленк (1899-1963).
Соната для гобоя и фортепиано соль мажор FP185

Р. Шуман (1810-1856).
Три фантастические пьесы для кларнета и фортепиано op.73 
(исполняется на гобое)

Дж. Даэлли (1800-1860).
Фантазия на темы из оперы Дж. Верди «Риголетто»
для гобоя и фортепиано (1851)

Исполняет – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Фёдор Освер (гобой)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Александр Ключко
II отделение

Ф. Шопен (1810-1849).
Большой блестящий вальс для фортепиано ми-бемоль мажор op.18

Ф. Шопен (1810-1849).
Прелюдии для фортепиано op.28
№1 - №24

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Ключко (фортепиано)

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

Один из самых известных французских композиторов ХХ века, участник творческого союза «Шести», Франсис Пуленк вошел в сердца слушателей как автор многочисленных произведений разных жанров. Начинающий композитор дебютировал в 1917 году на одном из концертов новой музыки «Негритянской рапсодией» для баритона и инструментального ансамбля, имевшей шумный успех. В дальнейшем Ф. Пуленк создал различные сочинения, среди которых выделяются моноопера «Человеческий голос», балет «Новобрачные на Эйфелевой башне», многие выразительные камерно-вокальные и хоровые сочинения. Коллега композитора Дариус Мийо писал: «Франсис Пуленк — это сама музыка, я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью». Среди последних из созданных Пуленком сочинений выделяется Соната для гобоя и фортепиано (1962), посвященная памяти С. С. Прокофьева. Композиторов связывали тесные профессиональные и человеческие отношения, в наследии каждого из них можно найти строки, посвященные другу. Мемориальный характер Сонаты определил ее строение. Программная последовательность частей (1. Элегия. Пассивно, 2. Скерцо. Очень живо, 3. Скорбь. Очень тихо) предопределила характер звучания: в Сонате отчетливо слышно нарастающее напряжение от мягкой лирики первых тактов к динамичному драматизму финала. Связь с Прокофьевым проявилась и в попытке воссоздания характерных «прокофьевских» образов, возникающих, словно призраки, на страницах Сонаты.
 
Немецкий композитор Роберт Шуман принадлежит к числу самых выдающихся представителей музыкального романтизма первой половины XIX века. Автор многих инструментальных и вокальных сочинений, он открыл новое направление в истории европейской музыки. Среди многочисленных сочинений композитора есть и произведения для духовых инструментов, в полной мере отражающие новаторский стиль Шумана. Три фантастические пьесы были написаны им для кларнета и фортепиано, но предполагали также исполнение для скрипки или виолончели; в дальнейшем же они были обработаны для других инструментов. Три пьесы, каждой из которой автором предпослано указание на определенный характер, передают три «фантастических» состояния, переходящие одно в другое: 1. «Нежно и с выражением». 2. «С живостью, легко». 3. «Скоро и с огнем».
 
Джованни Даэлли, солист оркестра театра Ла Скала, считался одним из самых известных гобоистов Италии 19 века, но сегодня его помнят в основном по одному сочинению – Фантазии на темы из оперы Дж. Верди «Риголетто» для гобоя и фортепиано, хотя им был написан ряд сочинений для других духовых инструментов, в частности, для флейты. «Риголетто» Дж. Верди был и остается одной из самых популярных итальянских опер, на ее темы написано множество транскрипций и фантазий. Среди композиторов, создавших собственные сочинения на основе тем из данной оперы – Ф. Лист (Концертный парафраз на темы «Риголетто»), Л. Басси (Концертная фантазия на мотивы из «Риголетто»), Г. фон Бюлов (Арабески в форме вариаций на теме любви из «Риголетто») и многие другие. Фантазия Дж. Даэлли основана на двух известных мелодиях Джильды: арии «Внемля имени его, трепет всю меня объял», которую она поет в первом действии, повествуя об охватившем ее чувстве любви,  и арии «В храм я вошла смиренно» из третьего действия, представляющей собой бесхитростный рассказ героини о встрече с Герцогом. Обе темы подвергаются в Фантазия Дж. Даэлли искусному варьированию, в процессе которого они многократно преображаются.
 
В творчестве Фредерика Шопен жанр вальса получил богатое и разноплановое воплощение, композитор создавал и скромные салонные миниатюры, и эффектные концертные пьесы. К таковым принадлежит написанный в 1831 году первый в череде танцев Большой блестящий вальс для фортепиано ми-бемоль мажор op.18. В основу Вальса композитором положено семь разных тем, из них шесть сохраняют ритмику вальса, а одна представлена как лирическая мелодия; на их основе словно выстраивается маленькая сюита. Шопен искусно развивает темы, привнося в каждую из них причудливые, блистательные элементы за счет хроматизмов, форшлагов и других украшений, добиваясь эффектности концертного звучания. Большой блестящий вальс композитор посвятил своей ученице Лауре Хорсфорд
 
Слово «прелюдия» (в переводе с латинского – «предварительная игра») вошло в музыку позднего Возрождения, где оно обозначало пьесы свободные, не скованные традиционными формами. Особую роль прелюдия играла в эпоху барокко, в первую очередь в творчестве И.С. Баха, который использовал ее как форму свободного вступления к фуге или сюите. Совершенно независимым, самостоятельным жанром прелюдия становится в эпоху романтизма, обозначая миниатюрную пьесу свободного содержания и строения. Обращение Фредерика Шопена к прелюдии ознаменовало рождение нового фортепианного жанра, художественная цель которого – передать одно психологическое состояние, один образ. Композитор написал в общей сложности 26 прелюдий, 24 из которых организованы им в единый цикл (ор. 28), использующий все тональности. Прелюдии ор. 28 стали одним из самых поразительных по красоте, богатству, разнообразию инструментальных сборников эпохи романтизма. Основная часть пьес была написана Шопеном с 1836 по 1839 годы в Париже, в период безусловного утверждения его гениального дарования. Шопен установил порядок изложения прелюдий по квинтовому кругу с чередованием параллельных – мажорных и минорных – тональностей. Лишь дважды в своем цикле Шопен будет показывать в рамках пьесы контрастные образы (прелюдии cis-moll и Des-dur), во всех остальных миниатюрах он сохранит единый образ-настроение, не изменяющийся от начала до конца прелюдии.
Пьесы разнообразны по содержанию, по жанровым связям, по богатству вокальных и инструментальных интонаций. В них мы можем уловить черты декламации (№ 2), мягкое виолончельное звучание (№ 6), черты мазурки (№ 7), ноктюрна (№ 15), марша (№ 9 и № 20). Все 24 прелюдии образуют единый цикл, где каждой пьесе отведена особая функция, и все они взаимосвязаны. Прелюдия C-dur - бурная, порывистая, романтически устремленная, - выполняет функцию вступления. На смену ей приходит трагическая, сосредоточенная прелюдия a-moll. Две следующие пары прелюдий (G-dure-moll и D-durh-moll) продолжают эту линию сопоставления безмятежных, диатоничных мажорных и печальных минорных пьес. Особенно выразительна прелюдия e-moll, которую выдающийся пианист Артур Рубинштейн считал одним из самых трагических произведений в мировой музыкальной культуре. Следующая пара прелюдий A-durfis-moll меняет соотношение мажорной и минорной пьес: первая звучит спокойно, неторопливо, напоминая изящную мазурку, вторая, напротив, – взволнованно, импульсивно. Прелюдия E-dur отчетливо обнаруживает черты мужественного марша, но последующие мажорные прелюдии все чаще опираются на принципы лирической кантилены, которая достигает своего расцвета в пьесе As-dur (№ 17). Среди минорных прелюдий выделяется c-moll (№ 20): траурный марш, изложенный с предельной лаконичностью, но обладающий подлинным эпическим размахом, он становится кульминацией всего цикла. Прелюдии ор. 28 Шопен посвятил своему другу немецкому пианисту и композитору Й. К. Кресслеру (1800–1872).

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин