06
апреля
Пятница
19:00
2012
Стоимость билетов:
от 250 руб.
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:афиша
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

И. С. Бах (1685-1750) Партита №2 ре-минор BWV 1004
Н. Паганини (1782-1840) Каприсы №№ 5,10

II отделение

Л. Бетховен (1770-1827) Соната №7 до-минор op.30
П. Чайковский (1840-1893) «Размышление» и Вальс-скерцо

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Павел Милюков (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат XV Международного конкурса им. П.И.Чайковского Сергей Редькин

О программе концерта

В творчестве выдающегося немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) жанр партиты (итальянское название сюиты) встречается довольно часто. Композитор и его современники использовали термин «партита» для обозначения инструментальных циклов разнообразного характера, в том числе и для скрипки соло. Партита обычно включает традиционные пять частей: Аллеманда (немецкий медленный танец), Куранта (французский спокойный танец), Сарабанда (испанский танец, с XVII века постепенно распространявшийся в Европе), Жига (быстрый народный танец кельтского происхождения), Чакона (испанский танец, исполняемый в быстром темпе в сопровождении пения и звуков кастаньет). Однако, Бах в Партите ре минор выходит далеко за пределы просто танцевальной сюиты, создавая инструментальный цикл, представленный разнохарактерными пьесами, объединенными сквозной музыкальной идеей. Особую популярность завоевала Чакона, часто исполняемая как самостоятельная концертная пьеса.

Никколо Паганини (1782-1840), выдающийся итальянский скрипач и гитарист, композитор, с юных лет начал карьеру виртуоза, одновременно создавая многочисленные сочинения для своего инструмента. К жанру каприса («каприччи» - от итальянского capricci) он обращается в 1801-1802 годах, сделав его одним из самых известных в скрипичном репертуаре. Созданные Паганини 24 Каприса для скрипки соло и в наши дни остаются образцом высшей виртуозности, заложившим основы нового, романтического исполнительского стиля, в которых столь ярко проявились черты «дьявольского» искусства выдающегося мастера. 24 Каприса были единственными скрипичными сочинениями, изданными при жизни автора, все остальные увидели свет только после его смерти.

Прообразом Каприсов стал сборник концертов «Искусство скрипки» итальянского скрипача Пьетро Локателли, в котором внимание Паганини привлекли «Каприсы» - своеобразные виртуозные каденции для скрипки соло, написанные к первым и третьим частям каждого концерта. В них Локателли снял многие ограничения исполнительских позиций, дав тем самым возможность виртуозу проявить свои технические возможности. Эти принципы и продолжил Паганини уже в первом своем Каприсе – блистательной виртуозной пьесе – совершившей переворот в области скрипичной выразительности и открывшей новое направление в исполнительском искусстве XIX века. В сегодняшнем концерте прозвучат две виртуозных, сложнейших в техническом отношении пьесы: Каприс № 5 с его выразительным вступлением и заключением, близким по характеру инструментальным импровизациям, и Каприс № 10 – стремительный, полетный, исполненный драматизма.

В богатейшем наследии выдающегося немецкого композитора, представителя венской классической школы Людвига ван Бетховена (1770-1827) произведения для скрипки занимают весьма значительное место. Среди них – 10 сонат для скрипки и фортепиано, большая часть которых относится к раннему периоду (1795-1802 годы). Обращаясь к жанру классической инструментальной сонаты, Бетховен проявляет неистощимую фантазию и изобретательность. Он стремится расширить традиционную трехчастную форму, вводя между медленной частью и финалом дополнительную часть — менуэт или скерцо. В результате сонатный цикл, приобретая масштабность, приближается к симфоническому. Именно так поступает Бетховен в Cкрипичной сонате № 7, где последовательность частей призвана передать сложную концепцию сочинения: блестящая первая часть (Allegro con brio) сменяется традиционной напевной второй частью (Adagio cantabile), и далее следует фантазийное скерцо (Scherzo. Allegro), создающее дополнительный образный конфликт, блистательно разрешенный в финале (Allegro).

Две скрипичные пьесы П.И. Чайковского (1840-1893) – «Размышление» из цикла «Воспоминание о дорогом месте» (ор.42 № 1) и «Вальс-скерцо» (ор. 34) создавались в один период. Блестящая концертная пьеса «Вальс-скерцо» была написана в 1877 году. Композитор посвятил ее своему ученику по консерватории скрипачу Иозефу Котеку. Яркий тематизм, виртуозная техника, бравурные пассажи, требующие от солиста блестящего владения инструментом – и при этом яркая образность, идущая от излюбленного композитором жанра вальса. В средний раздел пьесы композитор вводит лирический эпизод, оттененный выразительными, драматически взволнованными интонациями.

«Размышление» - первая в цикле из трёх пьес для скрипки и фортепиано «Воспоминание о дорогом месте», написанном П.И. Чайковским летом 1878 года. «Дорогим местом» для композитора стало Браилово - украинское имение Надежды Филаретовны фон Мекк, где гостил Чайковский. «Размышление» («Meditation») первоначально предназначалось композитором в качестве второй части Скрипичного концерта, позднее замененной «Канцонеттой». Элегичность высказывания, благородство звучания, отличающее медленные пьесы Чайковского, проявляются и здесь, в полной мере раскрывая программный замысел автора.

Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин