04
марта
Среда
19:00
2020
Стоимость билетов:
400-800 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

С.Меркаданте (1795-1870).
Концерт №2 для флейты с оркестром ми минор op. 57

Солистка – лауреат международных конкурсов
Александра Зверева (флейта)

Г.Калинкович (1917-1992).
Концерт-каприччио на тему Паганини для саксофона с оркестром

К.Дебюсси (1862-1918). Рапсодия для саксофона с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Владимир Устьянцев (саксофон)
II отделение

И. Брамс (1833-1897).
Концерт №1 для фортепиано с оркестром  ре минор, op.15

Солист – лауреат международных конкурсов
Юрий Фаворин (фортепиано)

Симфонический оркестр государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга

Художественный руководитель и главный дирижер – Народный артист России, Александр Чернушенко

Дирижер – Алим Шахмаметьев

IN ENGLISH

О программе концерта

Саверио Меркаданте был одним из самых известных композиторов Италии своего времени. Воспитанник Неаполитанской консерватории, а позднее ее директор, С. Меркаданте многое сделал для музыкального искусства своей страны. Его карьера композитора была чрезвычайно успешной. Созданные им оперы «Мария Стюарт, королева Шотландии», «Сципион в Картахене» и другие (всего около 60 опер) ставились на сценах европейских стран, оказав влияние на многих современных музыкантов, а духовные и инструментальные произведения — мессы, симфонии, фантазии, концерты входили в постоянный репертуар исполнителей. С. Меркаданте продолжал интенсивно работать даже после того, как в результате болезни в 1862 году потерял зрение, и произведения записывались под его диктовку. Среди инструментальных сочинений композитора выделяются два концерта для флейты с оркестром – фа минор и ми минор; особое значение приобрел второй из них. Концерт сохранил основные стилевые черты итальянской инструментальной музыки первой половины XIX века с опорой на прекрасную национальную мелодику и выразительным звучанием камерного оркестра. Традиционная трехчастность в Концерте приобретает новые черты. Первая часть (Allegro maestoso) создает особое, торжественно-приподнятое звучание, вторая (Largo) — совсем короткая — выполняет роль небольшой лирической связки. Третья часть (Rondo Russo. Allegro vivace scherzando), завоевавшая особую популярность у исполнителей и слушателей, представляет собой прекрасный образец итальянской инструментальной пьесы с ее неповторимым национальным колоритом. Композитор вводит в Концерт в партиях солиста-виртуоза и оркестра новые инструментальные краски способствующие созданию выразительного лирического музыкального звучания.
 
Григорий Маркович Калинкович — композитор, долгие годы преподававший на Военно–дирижерском факультете при Московской консерватории, автор многих произведений для различных оркестров, в первую очередь, духовых. Особую известность в творчестве Г. М. Калинковича получил Концерт-каприччио на тему Паганини для саксофона с оркестром, в основу которого положен знаменитый 24-й каприс для скрипки соло выдающегося итальянского виртуоза Никколо Паганини. Тему этого каприса в разное время использовали в своих сочинений Ф. Лист, И. Брамс, С. В. Рахманинов и многие другие композиторы, создав на ее основе блестящие образцы мирового исполнительского репертуара. Г. М. Калинкович вводит знаменитую мелодию в  свою одночастную концертную пьесу, построенную как цикл, состоящий из темы и девяти разнохарактерных вариаций, переходящих одна в другую. В них представлены феерическая виртуозность (1 вариация), мятежный драматизм (2 вариация), стремительная токката у солирующего инструмента (3 вариация) и ее продолжение у фортепиано (4 вариация), лирическое, певучее анданте (5 вариация), энергичное аллегретто (6 вариация), активный марш (7 вариация, завершающаяся красивой сольной каденцией), выразительный романс (8 вариация) и финальная девятая, возвращающая первоначальные образы и завершая сочинение бравурной кодой. Свое сочинение композитор посвятил выдающейся российской исполнительнице на кларнете и саксофоне М. К. Шапошниковой
.
Выдающийся французский композитор-импрессионист Клод Дебюсси в своем творчестве часто обращался к музыкальным жанрам, позволявшим ему формировать свободные композиции, где на первый план выходили яркие темы, предстающие в разнохарактерном, многоплановом облике, и где ясно ощущалось стремление, по наблюдениям современников, к поискам чего-то странного и необычного. Особое место среди них занимают рапсодии — свободные фантазии, написанные для разных составов и инструментов. Одночастная «Рапсодия для саксофона с оркестром» создавалась композитором на протяжении нескольких лет — с 1901 по 1908 годы; Дебюсси неоднократно возвращался к сочинению, внося все новые и новые штрихи и находя необычные нюансы. Особый тембр саксофона, способного передать оттенки человеческих эмоций и образов природы, позволил композитору написать сочинение, в котором чередуются лирические и скерцозные мотивы, психологически–углубленные повествования и пейзажные зарисовки.
 
Концерт для фортепиано № 1 ре-минор, ор. 15 был написан немецким композитором Иоганнесом Брамсом в 1858 году. Выступая как наследник и продолжатель великих традиций Л. ван Бетховена и Р. Шумана, И. Брамс в своем сочинении, с одной стороны, сохраняет классические принципы драматургии трехчастного концертного цикла, с другой же привносит в его трактовку новые черты. В сочинении композитор, несмотря на молодость (И. Брамсу было всего 25 лет), уже предстает зрелым мастером со сложившимся стилем. Произведение сначала задумывалось им как первая симфония, затем композитор переосмыслил его как сонату для двух фортепиано, но лишь последняя – концертная – версия показалась ему наиболее точно отражающей замысел. Масштабная первая часть Maestoso, отличающаяся характерной для композитора мужественностью, мощью звучания сменяется во второй части лирическим Adagio очень сдержанного, затаенного склада. Финальное Rondo Allegro non troppo перекликается по характеру с финалами концертов Бетховена и достойно завершает цикл.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин