04
марта
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
"Четыре эпохи"
I отделение

К. Дебюсси (1862-1918). Рапсодия №1 для кларнета и фортепиано L116,
"Маленькая пьеса" для кларнета и фортепиано
И.Брамс (1833-1897). Соната №1 для кларнета и фортепиано фа минор op.120
Э. Денисов  Соната для кларнета соло

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Васильев (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Федор Абаза
II отделение

Л.ван Бетховен (1770-1827). Соната № 26 "Прощальная" ор.81а
Ф. Лист (1811-1886).  Соната для фортепиано си минор  S.178

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Федор Абаза (фортепиано)

Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.

IN ENGLISH

О программе концерта

В 1909 году Клод Дебюсси (1862–1918) был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание двух произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, впервые исполненной через год на экзамене в консерватории. Через год Дебюсси оркестровал свое сочинение.
Выдающийся представитель музыкального импрессионизма, Дебюсси и в этом сочинении сохраняет верность художественному направлению. Он создает выразительную картину природы в ее изменчивом, постоянно меняющемся настроении. Избранный композитором жанр рапсодии — сочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов — позволяет создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь.
Для кларнета и фортепиано К. Дебюсси тогда же, в 1910 году была написана Маленькая пьеса, предназначавшаяся для «читки с листа», то есть исполнения без специальной подготовки. Но такое техническое задание не помешало композитору создать выразительную инструментальную миниатюру, наполненную лирикой и изяществом.
На пороге своего 60-летия, в 1891 году, Иоганнес Брамс, закончив сочинение Струнного квартета (ор. 111), объявил о завершении своей композиторской деятельности. Но знакомство с известным кларнетистом Р. Мюльфельдом (1856-1907) заставило композитора отказаться от принятого решения. Брамс создает несколько сочинений для кларнета, среди которых — Две сонаты ор. 120, ставшие событием в музыкальной жизни Германии. Кларнет с его способностью быть выразителем лирических настроений и драматических коллизий, представать в разных обликах и всегда вносить неповторимую инструментальную краску открыл для Брамса новую возможность воплотить серьезные творческие замыслы. Масштабность и глубина, отличающие сочинения композитора в целом, проявились и в Сонате для кларнета № 1, четыре части которой (1. Allegro Appassionato. 2. Andante un poco adagio. 3. Allegretto grazioso. 4. Vivace) последовательно раскрывают этапы лирико-драматического повествования.
Соната для кларнета соло была написана Эдисоном Денисовым в 1972 году по просьбе известнейшего исполнителя Льва Николаевича Михайлова (1936-2003) и посвящена ему. Необычность сочинения заключается в том, что оно создавалось для экспериментального четвертитонового кларнета, но завоевало популярность все же в исполнении музыкантами на обычном кларнете. Композитор раскрыл замысел своей Сонаты как двухчастного сочинения: «обе ее части строятся на одном и том же материале. Первая часть — это своего рода вступление. Характер чисто импровизационный, тактовых черт нет, нет ни малейшего элемента ритмической остинатности, нигде нет даже двух шестнадцатых или двух восьмых подряд — ткань непрерывно и свободно меняется; и потому, что ритмические структуры очень сложны, возникает ощущение настоящей свободной импровизации на кларнете. А вторая часть полностью противоположна первой — это одновременно и скерцо, и финал, то есть является настоящим центром всего цикла. В основе здесь принцип непрерывного варьирования: ткань непрерывно меняется, метр тоже меняется часто и ритмические сетки всё время очень сложные».
Фортепианная соната № 26 Es-dur «Прощальная» (единственная программная из 32-х фортепианных сонат композитора) была написана Людвигом ван Бетховеном в 1809-1810 годах и посвящена покровителю и ученику музыканта, эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому, который был вынужден покинуть Вену во время нашествия Наполеона. Программность сонаты утверждена самим Бетховеном, который над тремя первыми звуками начальной аккордовой темы медленного вступления выписал слово: «Lebewohl» («Прощание»), обозначив тем самым название части. Вторая часть (Andante espressivo) носит название «Abwesenheit» («Разлука»), третья (Vivacissimamente) — «Das Wiedersehen» («Возвращение»). Соответственно этому выстраивается цикл, где первая часть (сонатное аллегро) предваряется медленным вступлением; здесь, собственно, сосредоточена основная идея произведения. Медленная вторая часть, в которой звучат интонации вступительного «прощания», раскрывает характерное для композитора состояние волнения и переживания. Третья часть передает динамичное, напряженное движение, часто встречающееся в бетховенских финалах, но здесь оно на краткое мгновение останавливается в свое беге, вводя медленные эпизоды, как бы возвращающие слушателя к начальному печальному состоянию.
Фортепианная соната си-минор выдающегося венгерского композитора Ференца Листа была написана им в 1853 году, накануне работы над «Фауст-симфонией». Соната стала первым этапом в разработке композитором «фаустовской» темы, определив ее содержание, хотя текстовая программа сонате не предпослана. Автор посвятил свое произведение Р. Шуману в ответ на посвящение ему тем До-мажорной фантазии. Лист создает одночастную сонату, как бы сжимая масштабный многочастный цикл в рамки драматически насыщенной, разнохарактерной, динамичной формы. Все основные разделы сонаты отмечены проведением одной и той же темы, которая может быть определена как тема Рока. Она звучит во вступлении — сначала сурово, затаенно, но с каждым новым проведением тема меняет облик, сближаясь по характеру с другими темами сонаты. Они разнохарактерны, поскольку отражают различные образные грани: героическое начало сменяется мефистофельской иронией, фанфарность — нежнейшей лирикой. Но последнее слово остается все же за темой вступления, она завершает сонату, возвращая события к начальному образу безысходности.
 
Проф.З.М.Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Федор Абаза