03
ноября
Среда
18:00
2021
Стоимость билетов:
ВХОД ПО ПРИГЛАШЕНИЯМ
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Молдавия, Кишинёв, ул. Марии Чеботарь, 16
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+373 (22) 234 733
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт

И. Брамс (1833-1897). Концерт для скрипки с оркестром ре мажор ор.77

Солистка – лауреат международных конкурсов
Анна Савкина (скрипка)
II отделение

Л. ван Бетховен (1770-1827).
Концерт №3 для фортепиано с оркестром до минор ор.37

Солист – лауреат международных конкурсов
Тагир Камальтдинов (фортепиано)

Заслуженный коллектив РМ, симфонический оркестр государственной филармонии им. С. Лункевича

Художественный руководитель и главный дирижёр - Михаил Агафица

IN ENGLISH

О программе концерта

Скрипичный концерт ре мажор  был создан выдающимся немецким композитором Иоганнесом Брамсом летом 1878 года и считается одним из самых ярких произведений скрипичного репертуара. В процессе работы композитор постоянно консультировался с известным виртуозом И. Иоахимом, которому впоследствии посвятил свое сочинение. Его же Брамс попросил написать каденцию к первой части. В Скрипичном концерте, как и ранее в фортепианных концертах, Брамс пошел в определенной мере наперекор сложившимся традициям: вместо выдвижения партии солиста на первый план он заставил скрипача подчиниться оркестру, в отдельных эпизодах почти слиться с ним.
В традиционной трехчастной композиции произведения (I. Allegro non troppo. II. Adagio. III Allegro giocoso, ma non troppo vivace) Брамс значительно усилил роль первой части: она по масштабам превышает совместное звучание двух последующих частей. Изменил композитор в ней и характеры основных тем: обычно драматическая главная партия в Концерте звучит пасторально, лирическая побочная приобрела драматический оттенок, активные интонации введены в заключительную партию. Концерт задумывался как четырехчастный, но вскоре Брамс отказался от этой мысли. Он писал Иоахиму: «Средние части я убрал – конечно, они были лучшими, – и заменил жалким Адажио». Самокритичность Брамса не помешала ему создать удивительно выразительную медленную часть. Она начинается мягкой, красивой мелодией, исполняемой гобоем, в ее основу положены чешские фольклорные мотивы. Примечательно, что она основывается на музыкальном девизе Брамса: FAF («Frei aber Froh») – «Свободный, но счастливый».
Как яркий контраст по отношению к первой и второй части Концерта возникает его финал, основанный на венгерских народных темах. Эмоционально подчеркнутые интонации, богатая и разнообразная ритмика, масштабность и энергия звучания, где скрипка воссоздает стиль игры народных исполнителей, – все это рождает ощущение праздничного завершения многогранной вереницы событий.
 
Жанр инструментального концерта представлен в творчестве Л. ван Бетховена пятью концертами для фортепиано с оркестром, одним скрипичным концертом и тройным концертом для скрипки, виолончели и фортепиано. Созданный в 1800 году, Третий концерт был впервые исполнен композитором три года спустя, в 1803 году. Бетховен посвятил его Фридриху Прусскому. Для концерта композитор избирает одну из самых любимых своих тональностей – до минор, которую он обычно использовал для показа мужественных, драматических образов, как, например, в фортепианной Патетической сонате, и это обстоятельство во многом определяет общий строй Третьего концерта. В нем по сравнению с первыми двумя фортепианными концертами композитор по-новому представляет сам жанр, не только усиливая партию солиста, но и отводя значительную роль в передаче замысла инструментам оркестра. Они «вступают в диалог» с солирующим фортепиано, иногда выходят на первый план, словно приближая концерт к симфонии. Три части Концерта (Allegro con brio – Largo – Rondo:Allegro) последовательно раскрывают драматургию сочинения, построенную на сопоставлении разделов драматических, основанных на темах с четким решительным ритмом, и разделах более лирических, плавных. По-бетховенски мощные эпизоды, чередуясь с фрагментами, рисующими эмоционально-возвышенные образы, рождают многогранное, наполненное пафосом и лирикой звучание, столь характерное для композитора.
 
Проф. З.М. Гусейнова
 

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин