03
июня
Вторник
19:00
2025
Стоимость билетов:
300 - 350 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 70
Схема проезда
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

К. Дебюсси (1862-1918).
Первая рапсодия для кларнета с оркестром соль-бемоль мажор L.116 

К. Сен-Санс (1835-1921).
Соната для кларнета и фортепиано ми-бемоль мажор ор.167

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Михаил Филимонцев (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова

А. Гильман (1837-1911).
Симфоническая пьеса для тромбона и фортепиано op.88

Ф. Морель (1926-2018).
Пьеса в фа миноре для тромбона и фортепиано (1933)

Исполняет – лауреат международного конкурса
Федор Романов (тромбон)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Ирина Лобикова
II отделение

Ф. Пуленк (1899-1963).
Соната для флейты и фортепиано FP164

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Софья Жилина (флейта)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова

П. Чайковский (1840-1893).
Размышление из цикла «Воспоминания о дорогом месте»
для скрипки и фортепиано op.42 №1 

К. Сен-Санс (1835-1921).
Интродукция и Рондо каприччиозо
для скрипки и фортепиано ля минор op.28

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Анастасия Городнина (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова

IN ENGLISH

О программе концерта

В 1909 году Клод Дебюсси был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание двух произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, впервые исполненной через год в консерватории. В дальнейшем Дебюсси оркестровал свое сочинение. Выдающийся представитель музыкального импрессионизма, Дебюсси и в этом произведении сохраняет верность художественному направлению. Он создает выразительную картину природы в ее изменчивом, постоянно меняющемся настроении. Избранный композитором жанр рапсодии — сочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов — позволяет создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь. Рапсодия посвящена Просперу Мимару (1859-1928) – французскому кларнетисту, преподавателю Парижской консерватории.
 
Последний год жизни известного французского музыканта Камилла Сен-Санса отмечен созданием знаменитой триады Сонат для духовых инструментов с фортепиано, первая из которых предназначалась для гобоя, вторая – для кларнета, третья – для фагота. Сонату для кларнета ми-бемоль мажор композитор посвятил известному исполнителю, профессору Парижской консерватории Огюсту Перье (1883 –1947). Один из последних представителей европейского романтизма в музыке, Сен-Санс воплотил в большой четырехчастной Сонате характерный круг образов: нежная лирика первой части (Allegretto) сменяется пестрой пейзажной картинкой (Allegro animato). Медленная третья часть (Lento) привносит в Сонату контрастный оттенок, воспринимаясь вначале как траурное шествие. Основная тема здесь проводится дважды, и второй раз она почти точно повторяет первый, но звучит на две октавы выше. В этом проведении тема уже воспринимается как ее печальный отголосок. Четвертая часть (Molto allegro), возникающая без перерыва, возвращает светлые настроения, в которых лишь иногда слышны драматические нотки. В конце композитор повторяет начальный раздел Сонаты, создавая своеобразную музыкальную «арку», обрамляющую сочинение.
 
Александр Гильман (1837–1911) — французский органист и композитор, профессор Парижской консерватории, известный и как автор отдельных инструментальных произведений, среди которых следует выделить Симфоническую пьесу для тромбона и фортепиано. Парадоксальность такого названия (речь идет о произведении, где участвуют только два инструмента — тромбон и фортепиано) становится понятной, если вслушаться в музыку: она наполнена контрастными элементами, разнообразными штрихами, многочисленными «подтекстами», позволяющими двум инструментам создать иллюзию объемного оркестрового или органного исполнения (не случайно  Симфоническая пьеса первоначально была написана с участием не фортепиано, а органа). Композитор посвящает пьесу «Моему другу Теодору Дюбуа, директору Национальной консерватории», который также был известным органистом.
 
Флорентин Морель – представитель французской исполнительской школы, автор ряда произведений для духовых инструментов. Пьеса в фа миноре для тромбона и фортепиано создавалась им в поздние годы жизни, в ней композитор сохраняет характерные для него позднеромантические черты. Одночастная Пьеса решена как инструментальна фантазия, где звучат и громогласные призывы, и драматические эпизоды, и нежная лирика. Свое сочинение автор посвятил Федерации музыки Севера и Па-де Кале, с которой был тесно связан.
 
Франсис Пуленк, французский композитор, пианист, критик, был одним из ведущих музыкантов знаменитой французской “Шестерки”, автором многочисленных сочинений разных жанров. Созданная в 1956 году Соната для флейты и фортепиано (I. Allegro мalinconico. II. Cantilena. III. Presto giocoso) предназначалась для флейтиста Ж.–П. Рампаля. Соната, сразу получившая известность, яркая и насыщенна по звучанию, сложная по технике и образному решению, до сих остается одной из самых исполняемых флейтовых сонат. Ее первая часть – грустное «меланхолическое» аллегретто, вторая лирическая часть основана на выразительной лирической мелодии, переходящей в стремительный «игривый» финал. Композитор посвятил сочинение памяти своего мецената Елизаветы Спраг Кулидж (1864–1953).
 
Летом 1878 года П.И. Чайковским была написана пьеса «Размышление» - первая из трёх в цикле для скрипки и фортепиано «Воспоминание о дорогом месте». «Дорогим местом» для композитора стало Браилово - украинское имение Надежды Филаретовны фон Мекк, где гостил Чайковский. «Размышление» («Meditation») первоначально предназначалась композитором в качестве второй части его Скрипичного концерта, позднее замененной «Канцонеттой». В Размышлении элегичность высказывания, благородство звучания, отличающее медленные пьесы Чайковского, проявляются в полной мере, раскрывая программный замысел автора.
  
Наиболее яркой областью творчества Камиля Сен-Санса была инструментальная музыка. Среди его сочинений немалую роль играют произведения блестяще-виртуозного стиля, позволяющие исполнителям продемонстрировать техническое мастерство и создать ослепительные инструментальные полотна. Образность, картинность, техническая изобретательность отличают многие сочинения композитора, в том числе самое исполняемое — Интродукцию и Рондо-каприччиозо для солирующей скрипки и оркестра, написанное в 1863 году. Открывая произведение медленной Интродукцией (Andante), композитор далее переводит музыкальное действие в сферу необыкновенно яркого, «капризного рондо» (Allegro ma non troppо), рисующего образ безудержного, искрометного веселья. Партия солирующей скрипки с ее виртуозными пассажами импровизационного характера, чуткое, прозрачное сопровождение, открытость каждого музыкального эпизода – все это способствует созданию свободной, «полетной» формы, характерной для истинно концертной пьесы. Свое сочинение К. Сен-Санс посвятил выдающемуся испанскому скрипачу Пабло Сарасате (1844-1908)
 
Проф. З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Вход на творческие встречи - бесплатный, по аккредитации.

А билеты на концерты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин