И. Гуммель (1778-1837). Адажио и вариации для гобоя с оркестром
Петр Легкодухов (гобой)
II отделение
У. Уолтон (1902-1983). Концерт для альта с оркестром
Александр Татаринов (альт)
С. Прокофьев (1891-1953). Концерт №1 для фортепиано с оркестром
Максим Кинасов (фортепиано)
Губернаторский оркестр Костромской области
Дирижер Аркадий Тимофеев
О программе концерта
Эдуард Элгар (1857-1934) - крупнейший английский композитор рубежа XIX-XX столетий, автор многих сочинений в разных жанрах – инструментальных, вокально-хоровых и др. Элгар принадлежит к числу композиторов-романтиков, ярко отразивших в своем творчестве характерные черты художественного стиля. Музыка Элгара привлекает своей мелодичностью, красочностью, богатством и изяществом инструментовки, исполнение его сочинений всегда сопровождалось успехом у публики.
Жанр «Серенады для струнного оркестра», ведущий свою истории от «Маленькой ночной серенады» В.-А. Моцарта, был популярен в XIX веке. В русской музыке он представлен, в частности, в творчестве П.И.Чайковского. Сочинение Элгара (ор. 20, ми-минор), законченное композитором в 1892 году, содержит в себе характерные черты творческой индивидуальности композитора, опирающегося на устойчивые классические и романтические традиции и передающего красоту нежного человеческого чувства. Трехчастная последовательность «Серенады» сохраняет основные жанровые черты. Трогательная первая часть (Allegro piacevole), лиричная вторая (Larghetto), оживленная третья (Allegretto) раскрывают разнохарактерные образы, где большую роль играет тема природы. Не случайно одно из высказываний композитора звучит как формулирование его художественных принципов: «Музыка — она в воздухе, музыка вокруг нас, мир переполнен ею, и можно брать столько, сколько потребуется».
Творчество австрийского композитора и пианиста-виртуоза, чеха по национальности Иогана Непомука Гуммеля (1778–1837) в своем становлении связано с целом рядом выдающихся музыкантов, учеником которых он был в разные годы, — В.-А. Моцарта (1786-1888), Й. Гайдна (с 1795 года). Гуммель дружил с Л. Бетховеном и Ф. Шубертом, а среди учеников Гуммеля был Ф. Мендельсон. Творчество Гуммеля охватывает разные жанры – оперы, мессы, концерты. В 1822 композитор концертировал в России, а позднее использовал в некоторых сочинениях мелодии русских народных песен: «Вариации на темы русских песен», «Русское рондо» для фортепиано, «Полифонические русские народные песни» для 4 голосов, хора и оркестра. Одна из его фортепианных пьес, популярный ноктюрн «Память дружбы» был оркестрован М.И. Глинкой.
В ряде сочинений Гуммеля уже отчетливо слышны черты раннего романтизма, и среди них — Адажио и вариации для гобоя. Вступительное Адажио – свободное по форме, поэтичное и вдохновенное, где звучат интонации будущей темы вариаций, которая поручена солирующему инструменту. Тема — мягкая, лиричная, с оттенком танцевальности Далее следуют вариации — разнохарактерные по настроению, где композитор по-разному видоизменяет тему, придавая ей то скерцозный, то пейзажный, то вальсовый оттенок. Удивительно звучит гобой: ему предоставлено полное право раскрыть все свои выразительные и технические возможности.
Уильям Тернер Уолтон (1902-1983) — знаменитый английский композитор и дирижер ХХ века, сформировался под сильным влиянием И.Ф. Стравинского и С.С. Прокофьева. Он работал во многих жанрах современной музыки, создавая симфонические, камерные, хоровые сочинения, а также музыку к кинофильмам. Концерт для альта с оркестром был написан в 1929 году и назван композитором «Кристабели» в честь возлюбленной. Первым солистом стал знаменитый композитор и альтист Пауль Хиндемит, исполнивший сочинение в том же 1929 году. В 1961 году автор сделал вторую редакцию Концерта. Последовательность трех частей сочинения нарушает обычное их соотношение: здесь драматическим, медленным разделом становится первая часть (Andante comodo), быстрой, стремительной — вторая часть (Vivo, con molto preciso), завершается цикл относительно спокойно (Allegro moderato). Ритмическая энергия, выразительная мелодика, современная гармония, отчетливые джазовые элементы делают Концерт ярким, масштабным сочинением, привлекательным для исполнителей и слушателей.
Крупнейший композитор ХХ века С.С. Прокофьев (1891–1953), автор многих сочинений в разных жанрах, большое внимание в своем творчестве уделял фортепианной музыке. Написанные им 5 концертов, 9 сонат, циклы фортепианных пьес в полной мере передают самобытный стиль композитора. Трактовка фортепиано, при которой расширены его возможности как ударного инструмента, использование фактурных приемов, характерных для разных эпох, необычные технические условия солиста сделали фортепианные сочинения Прокофьева подлинно новаторскими.
Первый концерт для фортепиано с оркестром создавался композитором в 1911-1912 годах. Его премьера прошла в августе 1912 года. Партию солиста исполнял автор, и это было его первое выступление с оркестром. Д.Б. Кабалевский писал, что концерт «вызвал такую критическую бурю, каких давно не знала русская музыкальная жизнь. Концерт оказался слишком необычным по взрывчатой силе своего жизненного содержания, остро контрастировавшего с анемичной музыкой декадентских салонов того времени».
Концерт написан в свободной одночастной форме, идущей от концертов Ф. Листа, состоящей из нескольких контрастных разделов (Allegro brioso – Andante assai – Allegro scherzando – Animato). Фортепианная партия привлекает особым блеском, виртуозностью, характерной прокофьевской «задиристостью». Необычайная мелодическая щедрость Концерта, красота и мощь оркестра, большие исполнительские художественно-технические возможности делают сочинение одним из самых репертуарных.
Проф.З.М.Гусейнова
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин