250-650 рублей
Россия, Казань, пл.Свободы, д.3
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7(843) 236-72-72
К.Ф.Э. Бах (1714-1788)
Концерт для флейты и струнного оркестра ре минор H 425 (WQ.22)
Мария Корякина (флейта)
В. Кикта (р.1941). Концерт №3 для гобоя и струнного оркестра (2001)
Солист лауреат международных конкурсовАндрей Матюхин (гобой)
II отделение
С. Рахманинов (1873-1943)
Концерт №2 для фортепиано с оркестром до минор ор.18
Тимофей Калмыков (фортепиано)
Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан
Дирижер Алексей Асланов
О программе концерта
Второй из пяти сыновей великого И.-С. Баха Карл Филипп Эмануэль (его называли «берлинский» или «гамбургский» Бах) известен в истории музыки как один из основоположников классицизма. Искусство К. Ф. Э. Баха оказало влияние на творчество Гайдна и Бетховена, который выражал гению Баха «искреннее восхищение и уважение». Одной из заслуг музыканта считается создание формы сонатного аллегро, проявившейся во многих сочинениях мастера. Среди самых значительных жанров в наследии К. Ф. Э. Баха — инструментальный концерт, создававшийся для разных оркестровых составов и сольных инструментов, которые композитор зачастую мог менять, лишь незначительно редактируя партию солиста. Так было и со знаменитым ре-минорным Концертом для флейты, первоначально написанным для клавира. Созданный в 1740-х годах музыкантом, уже добившимся широкой известности, Концерт в полной мере передает стиль раннего классицизма и отражает характерные черты композиторского мышления автора. Три части сочинения, построенные на образном и темповом контрасте (Allegro — Un poco andante — Allegro di molto), еще сохраняют черты галантного стиля, но своим противопоставлением драматического и лирико-пейзажного, сольного и ансамблевого звучания уже предвосхищают музыку гениев.
Валерий Григорьевич Кикта – известный современный композитор, профессор Московской консерватории, автор сочинений разных жанров, в том числе балетов, симфонических полотен, хоровых опусов, инструментальных концертов. Многие из его произведений возникли под впечатлением произведений русского искусства, среди них – Концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской», балет «Дубровский» и др. Концерт № 3 для гобоя и струнного оркестра в трех частях был создан в 2001 году и посвящен памяти гобоиста Дмитрия Котенка. Быстрая первая часть (Allegro) строится на контрастном сопоставлении двух тем: токкатной и лирической. Медленная вторая часть (Adagio) представляет собой бесконечно развертывающуюся мелодию, в которой сосредоточены разные настроения – нежность и скорбь, любовное признание и затаенная печаль. Солирующий гобой здесь раскрывает свои богатые выразительные и технические возможности. Стремительный финал (Con brio) переводит действие в иную сферу; смена настроений, диалогичность сольной и оркестровой партий, богатство и красота инструментальных приемов позволяют завершающей части придать всей музыкальной композиции смысловую завершенность.
Сергей Васильевич Рахманинов, выдающийся русский композитор, пианист, дирижер, был и остается одной из самых значительных фигур мирового искусства. Среди созданных им произведений различных жанров – опер, симфоний, вокально-хоровых сочинений и романсов – самым главным для композитора был фортепианный концерт. В этом жанре проявлялось триединство творческой личности композитора: он был творцом сочинения, в котором соединялись его любимый инструмент и оркестр. Созданные Рахманиновым на протяжении жизни четыре фортепианных концерта отмечали самые значительные ее вехи, определяли развитие искусства композитора и исполнителя на разных этапах, концентрировали в себе фантазию художника и его высочайшее мастерство. Написанный на пороге ХХ века Концерт № 2 (1. Moderato 2. Adagio sostenuto 3. Allegro scherzando) стал одной из признанных мировых вершин музыкального искусства. Богатство художественных образов, неизбывная щедрость удивительных по красоте мелодий, одухотворенность и искренность, сквозящие в каждом изгибе тем, аккордовом последовании, оркестровом тембре, уже при первом исполнении обеспечили произведению всеобщую любовь и признание слушателей и профессионалов. Образный строй сочинения, идущий от звукового пространства России, в первой части наполнен торжественным звучанием колоколов (фортепианное вступление), скрытой мощью и суровой мужественностью (тема главной партии), бесконечной нежностью (тема побочной партии). Вторая часть, в которой представлена, по словам друга композитора, писательницы Мариэтты Шагинян, «широкая, простая, средней полосы России, деревенская ширь, бледное небо над хлебами, речушка и туман над речушкой», выходит, однако, за рамки просто пейзажа. За всем этим виден художник, органично воспринимающий природу и отвечающий ей. Финал Концерта композитор решает как сопоставление стремительного, энергичного скерцо и лирической, напевной кантилены. В обеих темах реально ощутимы связи с предшествующими частями Концерта, они как бы сводят воедино все темы сочинения, завершая его мощными, ликующими, обобщающими финальными пассажами. Свое сочинение С.В. Рахманинов посвятил известному врачу Н.В. Далю (1860–1939), который помог композитору в трудный для него жизненный период.
Профессор З.М. Гусейнова
Фотогалерея концерта
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин