01
марта
Среда
19:00
2023
Стоимость билетов:
400-800 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Д. Шостакович (1906-1975).
Праздничная увертюра op.96 
Концерт №2 для виолончели с оркестром соль мажор op.126 

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Рамм (виолончель)
II отделение

Р. Шуман (1810-1856). Интродукция и Концертное аллегро для фортепиано с оркестром ре минор ор.134.

М. Равель (1875-1937). Концерт для фортепиано с оркестром для левой руки ре мажор.

Солист – лауреат международных конкурсов, доцент
Мирослав Култышев (фортепиано)

Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга

Дирижер – лауреат Всероссийского конкурса Андрей Колясников

Пресс-релиз

IN ENGLISH

 

О программе концерта

Праздничная увертюра ор. 96 была написана Д. Д. Шостаковичем в 1954 году, ее премьерное исполнение в Большом театре в Москве было приурочено к 37-й годовщине Октябрьской революции. Праздничная увертюра отличается приподнятым характером, подчеркнуто ликующим колоритом; ее открывают торжественные звучные фанфары медной группы. Общий строй сочинения близок известной увертюре М. И. Глинки к опере «Руслан и Людмила», в нем проявляется та же классичность и соразмерность разделов. Праздничная увертюра стала одним из самых оптимистичных сочинений не только у Шостаковича, но и в советской музыке в целом.

Виолончельный концерт № 2 был создан Д. Д. Шостаковичем в 1966 году – спустя семь лет после первого сочинения в данном жанре. В эти годы композитор вплотную занимался переоркестровкой Концерта для виолончели Р. Шумана, изучал Концерт для виолончели своего ученика Б. И. Тищенко, который позднее также инструментовал заново. Такая «виолончельная» атмосфера, возможно, сказалась на собственных творческих планах Шостаковича. Концерт № 2 открывает новые возможности в решении самого жанра. Его первая, медленная часть Largo предположительно навеяна печальным событием – известием о смерти Анны Ахматовой, последовавшей 5 марта 1966 года. Композитор создает пьесу, солирующая виолончель в которой воспринимается как голос поэта. В разработку Largo (как и в разработку первой части в Первом виолончельном концерте) к основным темам присоединяется тема DSCH – монограмма Шостаковича.  Контрастом вторгается вторая, скерцозная часть Allegretto, построенная на теме вульгарной уличной песенки 1920-х годов «Купите бублики». Гротескное появление данного материала воспринимается сначала как насмешка по отношению к предыдущему, но постепенно, в процессе варьирования примитивная тема приобретает грозный оттенок. Интонации монограммы композитора появляются и здесь, все время подчеркивая незримое присутствие автора. Третья часть (она следует за второй без перерыва) – это сложное многоплановое Allegretto, где сконцентрированы образы предшествующих частей. В середину финальной части Шостакович вводит цитату из начала оперы Мусоргского «Борис Годунов» (она использовалась композитором также в других сочинениях – в «Казни Степана Разина», в скерцо из Десятой симфонии). На этой мелодии композитор строит целый ряд вариаций. Концерт завершается кодой, исполняемой ударными инструментами на фоне тянущегося звука виолончели. Свой опус композитор посвятил Мстиславу Ростроповичу –  первому исполнителю сочинения.

Интродукция и Концертное аллегро для фортепиано с оркестром ре минор ор.134 были созданы выдающимся немецким композитором-романтиком Робертом Шуманом в 1853 году как подарок ко дню рождения его жены, известной пианистки Клары Шуман (Вик). Этой предназначенностью обусловлен замысел произведения. Создание Концертного аллегро – виртуозного, сложнейшего в техническом отношении произведения, где для исполнителя открываются возможности продемонстрировать свое мастерство, стало, с одной стороны, отражением профессионального облика пианистки, лирическая же по сути побочная партия раскрывается как своеобразное признание в любви. Интересно, что тема побочной партии в экспозиции и репризе поручена солирующему кларнету, название инструмента ассоциируется с именем Клары. Концертному аллегро предпослана вступительная, импровизационная по характеру Интродукция, которая воспринимается как своеобразный эпиграф, вводящий в мир сильных страстей героев. Сочинение композитор посвятил своему молодому другу – Иоганнесу Брамсу.

Среди сочинений Равеля видное место занимают два Концерта для фортепиано с оркестром, завершенных в 1931 году. Концерт Ре мажор (для левой руки) был написан композитором для известного австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего правую руку на фронте в 1914 году. Для Витгенштейна были в свое время написаны также сочинения Р. Штрауса, Б. Бриттена, П. Хиндемита, С. С. Прокофьева. Концерт Равеля — одно из последних крупных сочинений композитора. Несмотря на предназначенность для исполнения партии солиста одной рукой, Концерт отличается чрезвычайной технической сложностью, дающей пианисту возможность продемонстрировать владение всеми элементами фортепианного мастерства. Равель объяснял это стремлением создать впечатление максимально насыщенной двуручной фактуры. Композитор, сам участник войны, создал Концерт как яркое драматическое произведение, в котором очевидно слышны отзвуки трагедии. Здесь неоклассицистские черты соединяются с приемами джазового пианизма, фольклорные испанские мотивы — с ритмами сарабанды. Концерт одночастный, но смена настроений, контраст оркестровых пластов, сложность гармонических и мелодико-ритмических переплетений позволяют услышать в нем мощность и масштабность симфонического звучания с неизбежными у Равеля импрессионистскими образами.

Проф. З.М. Гусейнова

Фотогалерея концерта

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин