01
февраля
Среда
19:00
2023
Стоимость билетов:
350-400 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

В.А. Моцарт (1756-1791).
Концерт №2 для флейты с оркестром ре мажор KV314

Солистка – лауреат международных конкурсов
Мария Попова (флейта)

С. Прокофьев  (1891-1953).
Концерт №1 для фортепиано с оркестром ре-бемоль мажор ор. 10 

Солист – лауреат международных конкурсов
Максим Ли (фортепиано)
II отделение

П.И. Чайковский (1840-1893).
Концерт для скрипки с оркестром ре бемоль мажор ор. 35 

Солистка – лауреат международных конкурсов
София Яковенко (скрипка)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

Вольфганг Амадей Моцарт – один из самых блистательных композиторов мирового музыкального искусства, представитель венской классической школы, творчество которого определило пути развития музыки на все последующие времена. Моцарт работал во всех музыкальных жанрах, в каждом из них достигнув небывалых высот. Он выступил, среди прочего, и как создатель классической формы концерта для солирующего инструмента с оркестром, написав множество сочинений для разных инструментов, отразивших блестящее мастерство Моцарта-симфониста и раскрывших художественные и технические возможности инструмента. 
Моцарту, наряду с И. Гайдном, сужено было сыграть особую роль в развитии флейты как солирующего инструмента, хотя отношения с этим инструментом складывались не просто. Долгое время Моцарт утверждал, что не любит флейту, считая, что ее интонация не будет точной, что у нее недостаточно возможностей, чтобы раскрыть художественный замысел произведения. Однако, созданные им же сочинения убедительно опровергают подобный взгляд: произведения уже при жизни композитора входили в репертуар исполнителей и сохраняют свое значение поныне. Свой Концерт для флейты с оркестром № 2 Ре мажор Моцарт написал в 1778 году, сохранив традиционную трехчастную форму с соотношением частей по принципу образного и темпового контраста (I. Allegro aperto. II. Adagio non troppo. III. Rondo. Allegretto). Как всегда, Моцарт достигает художественного равновесия в соотношении сольной и оркестровой партий, поручая флейте чарующее, «волшебное» звучание и дополняя ее выразительной партией оркестра.

Крупнейший композитор ХХ века Сергей Сергеевич Прокофьев, автор многих сочинений в разных жанрах, большое внимание в своем творчестве уделял фортепианной музыке. Написанные им 5 концертов, 9 сонат, циклы фортепианных пьес в полной мере передают самобытный стиль композитора. Трактовка фортепиано, при которой расширены его возможности как ударного инструмента, использование фактурных приемов, характерных для разных эпох, необычные технические условия солиста сделали фортепианные сочинения Прокофьева подлинно новаторскими.
Первый концерт для фортепиано с оркестром создавался композитором в 1911-1912 годах. Его премьера состоялась в августе 1912 года. Партию солиста исполнял автор, и это было его первое выступление с оркестром. Д.Б. Кабалевский писал, что концерт «вызвал такую критическую бурю, каких давно не знала русская музыкальная жизнь… Концерт оказался слишком необычным … по взрывчатой силе своего жизненного содержания, остро контрастировавшего с анемичной музыкой декадентских салонов того времени».
Концерт написан в свободной одночастной форме, идущей от концертов Ф. Листа, состоящей из нескольких контрастных разделов (Allegro brioso – Andante assai – Allegro scherzando). Фортепианная партия привлекает особым блеском, виртуозностью, характерной прокофьевской «задиристостью». Необычайная мелодическая щедрость Концерта, красота и мощь оркестра, большие исполнительские художественно-технические возможности делают сочинение одним из самых репертуарных. Свое произведение Прокофьев посвятил своему учителю – композитору и дирижеру Николаю Черепнину.

В наследии Петра Ильича Чайковского произведения для скрипки занимают сравнительно небольшое место, но каждое из них получило широкую известность и вошло в репертуар выдающихся исполнителей России и мира. Скрипичный концерт был написан композитором в 1878 году. К созданию произведения композитор подошел, уже будучи автором нескольких концертных сочинений, в том числе Первого концерта для фортепиано с оркестром и Вариаций на тему рококо для виолончели с оркестром, завоевавших подлинное признание профессионалов и любителей музыки. Образный строй концерта отличается светлым колоритом, он лишен драматизма, который характерен для сочинений Чайковского, создававшихся в те же годы, в частности, симфонии № 4. Три части произведения последовательно раскрывают авторский замысел: сложная, многоплановая, насыщенная первая часть (Allegro moderato) сменяется задумчивой, лирической второй частью (Andante), которую композитор определил как «Канцонетта», то есть маленькая канцона, небольшая напевная вокальная или инструментальная пьеса. Завершает сочинение блестящий финал (Finale. Allegro vivacissimo), в котором представлена картина яркого праздника. Исполнителем и пропагандистом Скрипичного концерта в Европе и в России стал венский скрипач Адольф Бродский, которому композитор посвятил свой опус. Сочинение Чайковского сейчас называют первым классическим русским концертом для скрипки с оркестром. Партия скрипки в произведении отличается блестящей виртуозностью; композитор намеренно подчеркивает значимость партии солиста, используя при этом все возможности инструмента.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин