От «Кармен» до «Летучей мыши».
06 декабря, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России, профессора Сергея Ролдугина приглашает в концертный зал «Зарядье» (Москва). В цикле «Музыкальная сборная России» с произведениями Моцарта, Россини, Сен-Санса, Пьерне, Франка, Годовского, Нильсена, Чайковского и Розенблата выступят солисты Дома музыки, лауреаты международных конкурсов Елизавета Ключерёва (фортепиано), Андрей Матюхин (гобой) и Игорь Смалий (кларнет).
Программу вечера откроют Две фантастические пьесы для гобоя и фортепиано Карла Нильсена – Романс и Юмореска. Об этом раннем опусе, сочиненном в 1889-1890 годах, сам композитор писал, что Романс «настолько красив, насколько может этот инструмент», а Юмореска «с оттенком северной природы и шелестом леса в лунном свете».
Соната для гобоя и фортепиано – одно из последних сочинений Сен-Санса. Он работал над нею два месяца, находясь в Ажире в начале 1921 года. Первая часть – пасторальное Andantino. Вторая часть – Allegretto – импровизационная в крайних разделах и танцевальная, с оттенком старины, в среднем. Третья часть – Molto allegro – это энергия движения.
Габриэль Пьерне – французский композитор, органист и дирижер, друживший с Сен-Сансом и Дебюсси – сочинять музыку начал в 12 лет. Им создан ряд камерных и симфонических произведений, несколько опер и балетов. Однако его собственные произведения часто были в тени его дирижерского искусства. И сегодня они как будто открываются заново. В программе прозвучит его раннее сочинение – Пьеса для гобоя и фортепиано (1883).
В итальянской музыке XIX века Джоаккино Россини по праву занимает центральное место. Виртуозный стиль автора самых известных комических опер безошибочно узнаваем в его произведениях и других жанров. Одно из ранних его сочинений в жанре вариаций для сольного инструмента – Интродукция, тема и вариации для кларнета и фортепиано. Солнечная, искрящаяся музыка и виртуозная сольная партия делают эту пьесу подлинным шедевром творчества Россини.
Одна из самых популярных опер – «Кармен» Бизе – вдохновляла на творчество многих композиторов. Чайковский говорил: «это в полном смысле шедевр, то есть одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи». Взяв за основу музыку Бизе, современный российский композитор, аранжировщик и пианист Александр Розенблат, в своей фирменной манере, где классика встречается с джазом, сочинил Фантазию на темы из оперы "Кармен" для кларнета и фортепиано.
Свои клавирные сонаты Моцарт называл трудными, причем, не за счет техники игры – главную трудность он видел в ее выразительности. Для композитора одним из важнейших признаков исполнительского мастерства являлось чувство вкуса: «Играть пьесу в правильном темпе, как должно. Все ноты, форшлаги etc. с подобающим выражением и вкусом, как написано, чтобы казалось, что тот, кто играет, сам ее и сочинил». Сонаты писались главным образом для домашнего музицирования и учеников. Это позднее они вышли на концертную эстраду. В программе прозвучит Соната для фортепиано №18 «Охотничья», написанная Моцартом в 1789 году по заказу короля Пруссии Фридриха Вильгельма II.
Сезар Франк – известный французский композитор и органист бельгийского происхождения, для произведений которого характеры парящие, почти импровизационные мелодические пассажи. В концерте будет исполнено сочинение, созданное в 1884 году – Прелюдия, хорал и фуга для фортепиано. К фортепианному творчеству Франк обратился после длительного перерыва, в течение которого писал только для органа. И в этой работе, по мнению исследователей, заметно влияние органного творчества композитора.
Леопольд Годовский – выдающийся американский пианист и композитор. Его главный труд – 50 обработок этюдов Шопена, ставших эталоном фортепианного мастерства. Игра и транскрипции Годовского оказали большое влияние на развитие техники фортепианного исполнения. Широко известна его работа по методике игры на фортепиано для левой руки. В программе прозвучит его пьеса, написанная в 1912 году, «Летучая мышь» из цикла Симфонические метаморфозы на темы Штрауса.
В октябре 1893 года в Петербурге Чайковский представил публике свою Шестую симфонию («Патетическую»), которая, по его собственным словам, «произвела некоторое недоумение». Между тем сам композитор был доволен работой: «Я никогда в своей жизни не был столь доволен собой, столь горд, столь счастлив в понимании, что написал что-то хорошее». Настоящее признание пришло уже после смерти композитора. В финале вечера прозвучит Скерцо из Шестой симфонии Чайковского, наполненное стихийной, торжествующей силой. Переложение для фортепиано Самуила Фейнберга.
Елизавета Ключерёва (фортепиано), 24 года - студентка Московской консерватории им. П.И.Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Владимира Овчинникова). Победительница Евразийских музыкальных игр (Казахстан, 2017), Международного Шопеновского конкурса (Эстония, 2018) и Международного конкурса пианистов в Лионе (Франция, 2018). Лауреат III премии Международного конкурса пианистов в Сингапуре (2020). Лауреат I премии Международного конкурса пианистов "Wandering Music Stars” (Израиль, 2023). Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2016 года.
Андрей Матюхин (гобой), 19 лет – студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженной артистки РФ, доцента Ольги Томиловой). Победитель III Международного конкурса-фестиваля молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах им. Гнесиных (Москва, 2020). Победитель Международного конкурса молодых исполнителей на духовых инструментах “WIND STARS 2020” (Рига, Латвия, 2020). Победитель Всероссийского конкурса-фестиваля исполнителей на духовых инструментах “Russian Woodwinds FEST” (Москва, 2021). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2018 года.
Игорь Смалий (кларнет), 17 лет – учащийся Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории (класс преподавателя Игоря Федорова). Лауреат II премии Международного молодежного музыкального конкурса, посвященного 140-летию со дня рождения И.Ф. Стравинского (Санкт-Петербург, 2022). Лауреат I премии VII Международного музыкального конкурса GoodWin art – Искусство побеждать» (Москва, 2022). Обладатель Гран-при Всероссийского конкурса молодых музыкантов "Созвездие" (Сочи, 2023).
06 декабря 2023 г. Начало концерта в 19.00
Москва, ул. Варварка, д. 6, стр. 4. Концертный зал «Зарядье».
Стоимость билетов: 200 – 600 руб.
Аудитория: 6+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П. И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Сочи, Калининграде, Екатеринбурге, Воронеже, Туле, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Петербурге – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96