«Музыкальная сборная России»: русская классика и немецкий неоклассицизм
17 апреля, в среду, в 19.30 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает в зал «Атом» Парка науки и искусства «Сириус» (г.Сочи) на концерт цикла «Музыкальная сборная России». В камерной программе с произведениями Мусоргского, Шостаковича, Хиндемита и Дюкро выступят солисты Дома музыки, лауреаты международных конкурсов пианист Глеб-Иосиф Романчукевич и виолончелист Богдан Ефремов.
Пауль Хиндемит – крупнейший немецкий композитор, один из ведущих представителей неоклассицизма в музыке XX века, был универсален в своем творчестве, охватив практически все виды и жанры. Не было, пожалуй, такого инструмента, который бы не выступал в его сочинениях в качестве солирующего: от арфы до контрабаса и тубы. «Изучать течение мыслей Хиндемита по фактуре его сочинений – одно наслаждение, настолько завлекает органическая природа его таланта», – писал о композиторе Борис Асафьев. Жанр сонаты в творчестве Хиндемита занимает весьма солидное место. Программу концерта откроет Соната для виолончели соло op.23 №3.
В 1934 году Шостакович написал Сонату для виолончели и фортепиано ре минор, посвятив ее талантливому виолончелисту Виктору Кубацкому, ученику Анатолия Брандукова. Это был его первый опыт сочинения для виолончели и, по словам самого композитора, поиск чистоты языка и простоты выражения. Виолончельная соната считается самым романтическим произведением Шостаковича. В декабре того же года Кубацкий впервые исполнил Сонату в ансамбле с автором в Малом зале Ленинградской филармонии.
Современный французский композитор и пианист Жером Дюкро, выпускник Парижской консерватории, активную концертную деятельность ведет с середины 1990-х годов, выступая в качестве солиста с различными филармоническими и камерными оркестрами. Много лет играет в дуэте с виолончелистом Жеромом Перно. Как композитор Дюкро отдает предпочтение фортепиано и виолончели. В программе прозвучит его пьеса «Encore» для виолончели и фортепиано, сочинение 2000 года.
Цикл из 10 пьес «Картинки с выставки» Мусоргский написал в 1874 году, посвятив его памяти друга, художника Виктора Гартмана. Идея создания возникла после посещения посмертной выставки произведений художника. Композитор блестяще выразил инструментальными средствами содержание рисунков и картин Гартмана: зарисовки из реальной жизни, фантастика, старина. А переход от картины к картине соединил «связками» («promenade»), в которых, как видно, изобразил себя на вернисаже: «Моя физиономия в интермедах видна...».
В 1874 году Мусоргский создает еще один цикл – для голоса с фортепиано «Без солнца» на стихи Арсения Голенищева-Кутузова. Печальные элегические стихи в тот момент были близки по настроению чувствам композитора, пережившего личные утраты. Свои переживания Мусоргский вложил в музыку, полную грусти. Финальный романс цикла «Над рекой» в переложении для фортепиано Владимира Горовица завершит программу концерта солистов Санкт-Петербургского Дома музыки.
Глеб-Иосиф Романчукевич (фортепиано), 22 года – студент Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского (класс профессора Павла Нерсесьяна, ассистента Алексея Набиулина). Стипендиат премии Президента РФ (2017). Стипендиат правительства Москвы (2017). Обладатель Гранта мэра Москвы (2016, 2018). Лауреат конкурса «Молодые дарования России» (2015). Дипломант I Международного конкурса молодых пианистов (Москва, 2016). Финалист III Московского Международного конкурса пианистов Владимира Крайнева (Москва, 2019).
Богдан Ефремов (виолончель), 18 лет – студент Московской средней специальной музыкальной школы (колледжа) имени Гнесиных (класс Заслуженного артиста РФ Игоря Зимина). Лауреат I степени Международного конкурса юношеского исполнительского искусства им. Г.В.Свиридова (2019). Обладатель Гран-при IV Международного конкурса исполнителей на струнно-смычковых инструментах имени профессора В.И. Шера (Петрозаводск, 2021). Лауреат I степени V Международного конкурса виолончелистов имени Святослава Кнушевицкого (2021). Полуфиналист XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (2023). Лауреат I премии Международного конкурса молодых музыкантов «Симфония Ямала» (2024). Участник программ Санкт-Петербургского дома музыки с 2022 года.
17 апреля 2024 г. Начало концерта в 19.30
Г.Сочи, Олимпийский пр-т, 1. Зал «Атом» Парка науки и искусства «Сириус»
Стоимость билетов: 400 – 1000 руб.
Телефон кассы: (862)23-86-777
Аудитория: 6+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П. И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Калининграде, Нижнем Новгороде, Туле, Воронеже, Сочи, Ялте, Кирове, Петербурге, Москве – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96