Александр Порфирьевич Бородин (род. 12 ноября 1833)
Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии,
так и в опере и в романсе.
Главные качества его – великанская сила и ширина,
колоссальный размах, стремительность и порывистость,
соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой.
В.В.Стасов
Имя А. П. Бородина остается в истории России тесно связанным с двумя противоположными сферами профессиональной деятельности – НАУКОЙ И МУЗЫКОЙ. Крупнейший ученый-химик и, наряду с этим, – выдающийся композитор, автор новаторских сочинений, он сумел соединить строгость научной мысли и гениальность музыкального мышления. Бородин писал: «Музыка – это жизнь. Пока она звучит, ничто не умирает навсегда. Музыкант, исполняя музыку, живет воспоминаниями так, словно это реальные события».
Профессиональное образование А. П. Бородина связано с Петербургской Медико-хирургической академией. Здесь он учился, потом работал, позднее был ассистентом на кафедре общей патологии и общей терапии, читал лекции по химии. Он получил звание ДОКТОРА МЕДИЦИНЫ, защитив диссертацию и став профессором академии. При этом уже в 9 лет он играл на флейте, начал писать небольшие музыкальные пьесы, заложившие основы будущих композиций. Во время одного из дежурств в госпитале он познакомился с офицером М. П. МУСОРГСКИМ и впоследствии вошел полноправным членом в содружество «МОГУЧАЯ КУЧКА», объединившее выдающихся молодых музыкантов.
Знаменитый химик Российской академии наук Н. Н. ЗИМИН, автор многих научных работ и руководитель А. П. Бородина, весьма отрицательно относился к его занятиям музыкой. Известны слова, сказанные Зиминым своему воспитаннику: «Господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами; на вас я возлагаю все свои надежды, чтобы приготовить заместителя своего, а вы думаете о музыке и двух зайцах». К счастью, Бородин не последовал совету наставника. Тем не менее, во всём мире известна ФОРМУЛА БОРОДИНА - формула реакции серебряных солей карбоновых кислот с галогенами.
А. П. Бородин обладал удивительным даром проникать в звуковые пласты НАРОДНОЙ МУЗЫКИ, воссоздавая в своей мелодике фольклорные интонации. Эта особенность проявлялась не только в отношении русского звучания его песен и романсов, инструментальных и симфонических произведений. Он блистательно раскрывал ОБРАЗНЫЙ СТРОЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА, создавая неповторимые звуковые картины в композиции «В Средней Азии» и поразительные по силе и красоте «Половецкие пляски» в опере «КНЯЗЬ ИГОРЬ».
Не все почитатели гения А. П. Бородина знают, что у композитора есть совершенно законченная ОПЕРА «БОГАТЫРИ», исполненная в 1867 году. Она написана в жанре комедии-фарса, музыкальное же ее решение выполнено автором как пастиччо, где использована музыка других композиторов, в том числе фрагменты из «Роберта-дьявола» Дж. Мейербера, «Севильского цирюльника» Дж. Россини, «Прекрасной Елены» Ж. Оффенбаха и других сочинений. Скептически относясь к своему творению, Бородин не позволил указать себя как автора музыки при постановке спектакля.
В 1869 году у композитора возник замысел оперы на основе знаменитого памятника древнерусской литературы «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ». Композитор самостоятельно изучал исторические материалы, создал либретто, начал делать предварительные музыкальные наброски, но до конца отдать себя работе над столь сложным произведением он не мог. В результате, ПОСЛЕДНИЕ 18 ЛЕТ жизни он посвятил сочинению оперы, но не успел ее закончить. Только благодаря подвижнической деятельности его друзей Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова, завершивших работу, выдающееся творение А. П. Бородина увидело свет рампы в 1890 году – уже после кончины композитора.
По материалам проф. З.М. Гусейновой