«Молодые исполнители России»: романтизм и импрессионизм
13 апреля, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина представляет проект «Молодые исполнители России» на сцене дворца Белосельских-Белозерских (Невский пр., 41). Солисты Дома музыки, лауреаты международных конкурсов Арина Рабенкова (кларнет), Екатерина Дворецкая (арфа) и Александр Рублёв (труба) выступят в сопровождении Санкт-Петербургского академического симфонического оркестра. В программе сочинения Вебера, Дебюсси, Габриэля Пьерне и Оскара Бёме. Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов.
Программу вечера откроет Увертюра к опере «Оберон» Карла Марии фон Вебера. Созданная в 1826 году на средневековый сюжет, она имела ряд сложностей для постановки: непростая структура, довольно трудные сольные партии, большое количество пантомимных сцен. Постановки шли во времена Вебера и позднее, в ХХ веке, но сценическая судьба «Оберона» не была счастливой. И сегодня это сочинение больше знают по Увертюре, в которой звучат главные темы этой музыкальной сказки. Атмосферу загадочного царства, историю двух влюбленных, аккорды океанской стихии композитор сконцентрировал в этом Вступлении.
Вебер, мастер крупных музыкально-театральных форм, с особой симпатией относился к кларнету. Этот инструмент блистательно «выступил» в его оперном хите «Вольный стрелок». В 1811 году композитором был создан целый ряд великолепных сочинений для солирующего кларнета, предназначавшихся прославленному виртуозу Генриху Бёрману. Именно этот музыкант раскрыл Веберу многие секреты, приемы исполнения и технические особенности инструмента. В программе вечера прозвучит Концерт №2 для кларнета с оркестром ми-бемоль мажор. Интересно, что в инструментальных произведениях композитор использовал приемы, типичные для оперы – в медленной части Второго концерта в партии солиста возникает подобие речитатива, как в оперной сцене. При этом кларнет выступает «поющим» лирическим героем.
Великий импрессионист Клод Дебюсси считал, что музыка ближе всего к природе: «Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию». В этом «родстве» музыки и природы композитор видел некую тайну. Арфа - один из тех инструментов, в самих звуках которого заложено ощущение тайны. Арфа с ее гипнотическим звучанием идеально подходит и для воплощения импрессионистических идей Дебюсси. В программе концерта прозвучат Два танца для арфы и струнного оркестра (1904) – изящные пьесы, тонко передающие танцевальную пластику.
Габриэль Пьерне – французский композитор, органист и дирижер рубежа XIX–XX веков, учился игре на органе в Парижской консерватории у Сезара Франка, композиции – у Жюля Массне, был дружен с Клодом Дебюсси и Камилем Сен-Сансом. С 1900-х годов основной для Пьерне была дирижерская деятельность. Он работал с симфоническим оркестром, основанным Эдуаром Колонном. Сочиняя музыку с 12-летнего возраста, Пьерне создал ряд камерных и симфонических произведений, несколько опер и балетов. Однако его собственные произведения, чаще всего, были в тени его дирижерского искусства. И сегодня, спустя много лет, мы как будто открываем их заново. В программе прозвучит Концертштюк для арфы с оркестром, созданный Пьерне в 1903 году.
В финале вечера прозвучит музыка немецкого композитора и трубача, жившего в Петербурге, Оскара Бёме. Он считается одним из основателей знаменитой советской школы трубачей. Уроженец Дрездена, в самом конце Х1Х века Бёме переехал в Санкт-Петербург, где сделал карьеру музыканта. Многие годы он был корнетистом знаменитого Мариинского театра, преподавал. После революции 1917 года жизнь немца в России не была безоблачной. В 1935 году музыкант был арестован по ложному обвинению в «антисоветской пропаганде», репрессирован. Самое известное произведение Оскара Бёме – Концерт для трубы с оркестром, сочиненный в 1899 году, сразу после переезда в Санкт-Петербург. Созданный в тональности ми минор для исполнения на корнете, он будет исполнен в фа миноре на трубе.
Арина Рабенкова (кларнет), 17 лет - ученица Воронежской специальной музыкальной школы (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Владимира Ловчикова). Победительница Международного конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах «Северная рапсодия» (Череповец, 2020). Лауреат международного конкурса «Вебер-кларнет» (Петрозаводск, 2022). С 2020 года входит в состав Всероссийского юношеского симфонического оркестра Ю. Башмета. Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2021 года.
Екатерина Дворецкая (арфа), 18 лет – ученица Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженной артистки РФ, доцента Елены Ильинской). Победительница XV Международного конкурса молодых музыкантов в номинации «Струнные инструменты» (Москва,2019). Лауреат Международного конкурса музыкантов-исполнителей «Классическая Академия» (Москва,2020). Стипендиат Фонда В. Спивакова, фонда «Новые Имена». Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2020 года.
Александр Рублёв (труба), 16 лет - ученик Московской средней специальной музыкальной школы им. Гнесиных (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Владимира Пушкарёва). Победитель Международного музыкального конкурса ICTUS (США, 2020). Победитель 94 Международного конкурса им. Леопольда Беллана (Франция, 2020). Лауреат I премии «Молодые дарования России» (2020). Победитель I Международного музыкального онлайн конкурса Ise-Shima (Япония, 2021) . Лауреат II премии Всероссийского конкурса молодых музыкантов "Созвездие" (Сочи, 2021). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2021 года.
13 апреля 2022 г. Начало концерта в 19.00.
Санкт-Петербург. Невский пр., 41. Дворец Белосельских-Белозерских
Стоимость билетов: 350 – 400 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 315-52-36
Аудитория: 6+ Вход в защитных масках
«Молодые исполнители России» - серия концертных выступлений молодых музыкантов с сольными программами или в сопровождении симфонического оркестра в рамках проекта «Высшие исполнительские курсы». Программа концертов и солисты определяются в результате Всероссийского отбора за месяц до концерта. В программе концертов известные сочинения классиков – серьезное испытание для солиста и настоящий подарок для взыскательного слушателя, дающий возможность почувствовать себя членом жюри конкурса международного класса.