30
сентября
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
350-400 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
"Московское трио"
I отделение

  К175-летию П.И.Чайковского
Музыкальный поезд "Санкт-Петербург-Клин-Москва"

С.И.Танеев (1856-1915). Фортепианное трио Ре мажор ор.22

II отделение

П.И.Чайковский (1840-1893). Фортепианное трио "Памяти великого артиста"

Исполняет
Московское трио (« подробнее)

Александр Бондурянский (фортепиано)
Владимир Иванов (скрипка)
Михаил Уткин (виолончель)

ENGLISH

 

О программе концерта

Камерно-инструментальные ансамбли занимают особое место среди сочинений С. И. Танеева. Исследователь творчества композитора отмечает: «Танеев писал камерную музыку всю жизнь, в ней отразились все основные искания, периоды, эволюция стиля и коренные черты мышления композитора». Танеев создавал ансамбли для различных составов, при этом очень большую роль играло фортепиано, несущее в сочинениях основную смысловую нагрузку на протяжении всех частей. Трио Ре-мажор для фортепиано, скрипки и виолончели Танеев завершает в 1908 году и посвящает его своему ученику по консерватории — пианисту и композитору Александру Гречанинову. Основная сфера творчества Танеева – возвышенно-интеллектуальная, отмеченная особым философским размышлением, сохраняет свои ведущие позиции и в Трио, что не мешает, однако, автору раскрывать драматизм содержания или, напротив, передавать выразительные лирические чувства. Скромный инструментальный состав (всего три инструмента), тем не менее, не препятствует созданию Танеевым масштабных инструментальных картин, добиваясь почти симфонического звучания. В Трио первая часть (Allegro) поражает богатством мелодики, красотой и выразительностью тем, мастерством их преобразований. Вторая часть (Allegro molto) — структурно самая сложная. Она включает три раздела: а) Allegro molto, в) Tema con variazioni (Тема с вариациями), c) Tempo del commincio (Темп, как в начале). Ее основная тема — активная, с синкопированным ритмом и постоянным метрическим смещением, возникает как контраст по отношению к первой, более спокойной части. В момент кульминации вступает тема вариаций — это та же мелодия второй части, которая теперь приобрела иной, более светлый оттенок. На протяжении вариаций в теме появляются элементы то скерцозности, то песенности, то траурно-маршевые настроения — с тем, чтобы в репризе композитор смог вернуться к основному драматическому звучанию темы. Третья часть Andante esspressivo вводится Танеевым как небольшой лирический эпизод, основанный на выразительной, кантиленной, бесконечно развертывающейся мелодии. В конец части композитор включает сольную каденцию скрипки, которая непосредственно переводит в четвертую часть произведения (Allegro con brio). Энергичный многоплановый финал построен как смысловой и интонационный итог сочинения.
Одним из наиболее близких людей П. И. Чайковский считал Николая Григорьевича Рубинштейна — брата А. Г. Рубинштейна, известного пианиста, основателя Московской консерватории, авторитетного музыканта, сыгравшего большую роль в профессиональном становлении Чайковского. Смерть Н. Рубинштейна в 1881 году стала большим потрясением для Чайковского, и в память о друге он пишет Трио ля минор для фортепиано, скрипки и виолончели. В период работы композитор отмечал в одном из писем: «Чувствую, что смутно выражаю смутные мысли, бродящие в голове моей по поводу исчезновения с лица земли близкого и хорошего человека. В голове темно, да иначе и быть не может ввиду таких неразрешимых для слабого ума вопросов, как смерть, цель и смысл жизни, бесконечность или конечность ее; но зато в душу мою все больше и больше проникает свет веры». Каждый из участников ансамбля выполняет важную художественную функцию, хотя главенство, несомненно принадлежит фортепиано.
Траурность настроения господствует на протяжении всего сочинения, но это не исключает показа контрастных настроений. Композитор облекает замысел в оригинальную художественную форму. Первая часть Pezzo elegiaco (Элегическая пьеса) написана в сонатной форме, где основная тема — неторопливо развертывающаяся мелодия, постепенно приобретающая все более напряженное звучание, но сникающая в конце. Противопоставленная ей побочная партия звучит неожиданно мажорно и торжественно. Сопоставление двух этих образов разворачивается на протяжении всей части. Вторая часть представляет собой Тему с двенадцатью вариациями, где последняя вариация разрастается до размеров самостоятельной части, образующей финал цикла (поэтому иногда форму Трио определяют как трехчастную). Спокойная тема, положенная в основу цикла вариаций, близка по характеру песне, на ее основе композитор развертывают целую галерею разнохарактерных образов,  показывая тему в рамках то скерцо (3 вариация), то фуги (8 вариация), то мазурки (10 вариация). Заключительный раздел — Финальная вариация и Кода — с основной маршеобразной темой и песенной побочной поначалу возвращает светлые настроения, но в конце вариации возвращается тема первой части в напряженном, грозном звучании, на ней построена кода, завершающая произведение, где преобладает трагическое звучание (Lugubre) в характере траурного марша.
Фортепианное трио «Памяти великого артиста» положило начало традиции русской музыки — создавать трио в память об ушедших. С. Рахманинов свое «Элегическое трио», написанное в год смерти и П. Чайковского, посвятил его памяти; Д. Шостакович посвятил Второе трио памяти близкого друга – выдающегося музыковеда И. Соллертинского.
Проф.З.М.Гусейнова
 
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Московское трио