29
ноября
Среда
19:00
2023
Стоимость билетов:
400 - 600 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
I отделение

С. В. Рахманинов (1873-1943).
Этюды-картины op.33
№2 - до мажор - №3 - до минор - 
№5 - ре минор - №7 - ми-бемоль мажор

Прелюдии op.32
№5 - соль мажор - №10 - си минор

Прелюдии op.23
№5 - соль минор - №6 – ми-бемоль мажор -
№7 - до минор

П.И. Чайковский (1840-1893) - М Плетнёв (р.1957).
Adagio из балета "Спящая красавица"

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Роман Соснин (фортепиано)
II отделение

А. Герасимец (р. 1987)
«Asventuras» для малого барабана (2011)

И.С. Бах (1685-1750).
Жига из Сюиты для лютни ми минор BWV 996

Дж. Швантнер (р. 1943).
«Velocities (Moto Perpetuo)» для маримбы соло (1990)

А. Игнатович-Глинска (р. 1968).
Токката до-диез минор для маримбы соло (2001)

Ж. Апергис (р. 1945) – Д. Харрон.
«Le Corps à Corps» для зарба (1978)

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Андрей Тарануха (ударные инструменты)

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

Среди фортепианных сочинений С. В. Рахманинова выделяется цикл «Этюдов-картин» ор. 33, написанный в 1911 году. Современник композитора поэт А. Блок писал об этом времени: «Я думаю, что в сердцах людей последних поколений залегло неотступное чувство катастрофы». Эти настроения нашли отражение во многих сочинениях, в том числе в Этюдах-картинах. Рахманинов лишь постепенно нашел название создаваемым пьесам, в которых соединяются виртуозное начало («этюдность») и богатое образное содержание («картинность»). Не сразу был сформирован и цикл, композитор словно последовательно отбирал пьесы для своего опуса. Сквозным мотивом цикла становится колокольное звучание – то скрыто, то со всей мощью проходящим через все разделы цикла. В программу сегодняшнего концерта включены четыре пьесы ор. 33: Этюд-картина № 2 до мажор представляет собой прекрасный звуковой пейзаж; Этюд-картина № 3 до минор соединяет оттенки траурного высказывания и лирического мажорного звучания (позднее композитор использовал данную вторую тему в своем Фортепианном концерте № 4); возвышенный по настроению Этюд-картина № 5 ре минор опирается на интонации знаменного распева; Этюд-картина № 7 ми-бемоль мажор образно воссоздает картину пестрой русской ярмарки с ее насыщенными звучаниями, начиная от колокольного перезвона до выкриков и возгласов зазывал.
 
Жанр прелюдии представлен в творчестве С.В. Рахманинова в двух опусах (№ 23 и № 32) и нескольких отдельных сочинениях. В прелюдиях нашло отражение несказанное образное богатство, особое русское «слышание» окружающего мира, великолепный пианизм музыканта. С. В. Рахманинов преобразует прелюдии, и многие его творения — уже не миниатюры, по своим масштабам они приближаются к развернутым пьесам, близким фантазии. 13 Прелюдий соч. 32 созданы в августе-сентябре 1910 года, когда композитор с семьей отдыхал в своей любимой Ивановке, и вместе с ранней Прелюдией до-диез-минор (opus 3, № 2, 1892 год) и десятью Прелюдиями соч. 23 (1901-1903 годы) они образовали цикл из 24 пьес во всех тональностях, следуя тем самым традиции И. С. Баха и Ф. Шопена. Годы, прошедшие со времени создания соч. 23 до создания соч. 32, многое изменили в творческих взглядах композитора; за это время С. В. Рахманиновым были созданы две оперы, симфония, ряд крупных оркестровых пьес и масштабный Фортепианный концерт № 3, особенности которых получили продолжение в новых прелюдиях.
Композитор создавал Прелюдии соч. 32 не по порядку (об этом свидетельствуют авторские даты в рукописях), затем расположив их по тональностям. Прелюдии в цикле чередуются преимущественно по принципу образно-темпового контраста, выстраиваясь в логичной последовательности и создавая многогранную звуковую картину. Прелюдия соль мажор (№ 5) Moderato переносит слушателей в сферу волшебной лирики, мягкого пейзажа, в котором словно растворяется душа человека (почти вся пьеса звучит на piano), и где звонкие трели жаворонка дополняют картину бескрайних полей. Прелюдия си минор (№ 10) Lento принадлежит к числу пьес трагического звучания, не случайно ее основная тема напоминает по характеру народный плач. Общий сумрачный тон, наполненный оттенком погребального звона, усиливается плотной аккордовой фактурой, временами имитирующей хорал.
Прелюдия соль минор ор. 23 № 5 (ей предпослано авторское указание Alla marcia) относится к числу самых известных фортепианных сочинений: развернутая трехчастная композиция, где крайние части со своей неимоверной энергией, напором, насыщенной аккордовой фактурой производят ощущение неукротимой стихии, дикой энергии, мощного камнепада, а средняя — бесконечная рахманиновская мелодия, способная выразить чувство безграничной любви. Прелюдия ми бемоль мажор ор. 23 № 6 возвращает слушателя в мир безмятежности и спокойствия. Прелюдия до минор ор. 23 № 7 отличается напряженным драматизмом, подчеркнутой взволнованностью. Композитор посвятил прелюдии ор. 23 своему двоюродному брату, известному пианисту Александру Зилоти
 
Известный российский пианист Михаил Плетнев осуществил переложение для фортепиано ряда номеров балетных сочинений П. И. Чайковского, придав им особый, виртуозный характер, значительно расширив тем самым круг фортепианных опусов композитора. К наиболее ярким эпизодам относится большое Адажио Авроры и Принца, звучащее в III акте балета Чайковского как гимн всепобеждающей любви.
 
Алексей Герасимец – музыкант, перкуссионист и композитор, родившийся в немецком городе Эссене в семье музыкантов, один из известных современных солистов-ударников. Пьеса Aseventuras была создана им в 2011 году  (английское слово «venture» переводится как рискованное мероприятие, авантюра). Композитор говорил о своем сочинении: «С того дня, как я написал первую ноту, название «Асвентурас» было у меня на уме. Поскольку время, которое я провел, экспериментируя со всеми видами звуков и эффектов на малом барабане, было авантюрным, связь со словом «приключение», должно быть, повлияла на название моей пьесы».
 
И.С. Бах сравнительно редко обращался к лютне, им написаны лишь три сюиты, цикл «Прелюдия, фуга и Allegro» и отдельные небольшие пьесы. В сюитах сохраняется состав, характерная последовательность танцев, и лишь технические условия, связанные с особенностями инструмента, его выразительными возможностями, выделяют ее среди других. Сюита ми минор, по мнению некоторых исследователей, могла быть написана не собственно для лютни (струнно-щипкового инструмента), а для одной из разновидностей клавишных инструментов – «лютневого клавесина» с жильными струнами. Вероятно, поэтому все пьесы Сюиты, особенно Жига, так гармонически насыщены и разнообразны и выразительно звучат в переложении для маримбы соло.

Дж. Швантнер – американский композитор, лауреат Пулитцеровской премии, педагог и член Американской академии искусств и литературы. Пьеса «Velocities (moto perpetuo)» («Скорости». Вечное движение») для маримбы соло была заказана композитору Обществом перкуссионных искусств и завершена в 1990 году. По замыслу композитора, для музыки характерна непрерывно разворачивающаяся фактура быстрых жестов в рамках постоянно меняющихся размеров.
 
Анна Игнатович-Глинска – современный польский композитор, она известна петербургским слушателям. Среди сочинений, созданных ею в разные годы, выделяются инструментальные произведения, написанные для разных составов. В 2012 году она приняла участие в VI Всероссийском конкурсе им. Андрея Петрова, где завоевала приз зрительских симпатий за сочинение  Sinfonietta per Orchestra. Пьеса для маримбы соло Токката передает особенности творческого поиска музыканта, соединяющего в своих произведениях старинные и современные элементы.
 
Жорж Апергис – современный греческий композитор, работающий преимущественно в области экспериментального музыкального театра, создавший также ряд камерных сочинений для разных инструментов и составов. Пьеса «Le Corps à Corps» (рукопашный бой, схватка) была написана композитором в 1978 году для соло-перкуссии. В дальнейшем Д. Харроном было сделано переложение сочинения для зарба (томбака) – иранского кубкового барабана.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин