29
апреля
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
I отделение

А.Вивальди (1678-1741). Соната № 5 для виолончели и фортепиано
С.Франк (1822-1890). Соната для виолончели и фортепиано

II отделение

А.Орловецкий (р.1959). Неоконченная соната
Д.Шостакович (1906-1975). Соната для виолончели и фортепиано  ор.40

Исполняет – Народный артист России, профессор
Сергей Ролдугин (виолончель)
Исполняет – лауреат международных конкурсов
Алексей Орловецкий (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Имя Антонио Лучо Вивальди — венецианского композитора, скрипача, педагога, дирижёра — получило известность, благодаря созданным им оркестрово-ансамблевым концертам («кончерто гроссо») и 40 операм. Наибольшую славу ему принесла серия из 4-х скрипичных концертов «Времена года». В полной мере искусство Вивальди было открыто лишь в ХХ веке, хотя его влияние на европейскую музыку, в частности, в жанрах концерта и сонаты, испытали многие музыканты, в том числе – великий И.С. Бах.
В жанре сонаты Вивальди написано свыше 100 произведений для различных инструментов с бассо континуо, среди них более 10-ти для виолончели. Соната ми минор приобрела особую известность, благодаря выразительности музыкального материала, стройности формы, энергии движения. Сопоставление контрастных темпов (Largo и Allegro) дает композитору возможность создать в рамках четырехчастной Сонаты полярные по настроению пьесы, в стилевом отношении точно передающие характерные черты искусства того времени.
Сезар Франк — известный французский композитор, педагог и органист бельгийско-немецкого происхождения, представитель романтического направления, основное наследие которого связано с инструментальной музыкой – симфониями, симфоническими поэмами, сочинениями для различных составов, органными произведениями. Ромен Роллан говорил о нем: «этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести через жизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясность терпеливой души, и отсюда — та смиренная улыбка, что осеняла светом добра его творчество».
В 1886 году С. Франком была написана Соната для скрипки и фортепиано Ля мажор, которая предназначалось в качестве свадебного подарка выдающемуся скрипачу Эжену Изаи (1858–1931), впервые исполнившему ее и сохранившему в своем репертуаре в течение всей жизни. Соната по праву считается одним из самых блестящих сочинений данного жанра, ее называют лучшим и труднейшим опусом композитора. Популярность произведения доказывается существованием его в различных переложениях — для виолончели, флейты, трубы, органа с хором, двух фортепиано и проч. Из них лишь переложение для виолончели было сделано с ведома самого Франка известным виолончелистом Жюлем Дельсаром (1844-1900). Оно обрело статус самостоятельного произведения.
Органичное соединение в творчестве С. Франка разнонациональных творческих школ отчетливо проявляется в Сонате: здесь слышны черты органной и оркестровой звучности Германии, пейзажность и лирика Австрии, импрессионистическое начало и тонкость передаваемого чувства Франции. Тон всему задает вступительный раздел: его интонационные «зовы» будут звучать на протяжении всей первой части и возникать в последующих, скрепляя все тематическим единством. Четыре части сонаты позволяют Франку нарушить традиционную образную последовательность жанра. Первая часть — вдохновенное и лирически–выразительное Allegretto ben moderato подготавливает стремительную, мятежную вторую часть (Allegro). Третьей части композитор предпосылает название «Речитатив–фантазия», уточняя при этом ее лирическое содержание (Ben moderato – Largamento con fantasia). Венчающим весь цикл становится блестящий финал Allegretto poco mosso.
В середине 1930-х годов Д. Д. Шостакович активно работает в области инструментальной музыки, создавая сочинения разных жанров, каждое из которых открывает новые грани его удивительного таланта. Среди произведений выделяется его Соната для виолончели и фортепиано ор. 40, созданная в 1934 году, любимая не только исполнителями и слушателями, но и отмечаемая самим композитором, как один из лучших его камерно-инструментальных опусов. По традиции тех лет Шостакович опубликовал в одном из номеров «Красной газеты» за 1934 год свой «Творческий отчет», в котором писал о новом сочинении: «В отношении “чистоты языка” мне представляется некоторым достижением виолончельная соната. Надо категорически провести грань между простотой и упрощенчеством. Нечего греха таить — иной раз понятие простоты подменяется упрощенчеством. Музыкальный язык приобретает ясность и выразительность не только в силу необыкновенной “благозвучности” сочетаний, но прежде всего оттого, что автор данного произведения отчетливо и глубоко ставит перед собой идейные и эмоциональные задачи».
«Классичность», «благозвучие», «ясность музыкального языка» действительно стали отличительными чертами Виолончельной сонаты, единственной в творчестве композитора. Четырехчастный, близкий к романтическому, цикл (1. Allegro non troppo. 2. Allegro. 3. Largo. 4. Allegro) раскрывает сугубо личные, почти исповедальные настроения автора в разных их проявлениях — от сосредоточенного размышления до шутливости и непосредственности. Соната очень богата яркими, выразительными мелодиями, которые обращают на себя внимание в каждой из частей, а прекрасная тема побочной партии в первой части вообще считается одной из самых красивых лирических мелодий Шостаковича. Светлая по настроению, лишенная трагичных оттенков, Соната словно раскрывает истинный облик 28-летнего композитора.
Проф.З.М.Гусейнова
 
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин